Считается, что уличная фотография зародилась в Париже благодаря случайному эксперименту изобретателя и фотографа Луи Дагера. В один из солнечных дней он, работая в привычной студии, решил развернуть камеру в сторону окна и сфотографировать оживленный бульвар. Из-за сверхдлинной выдержки улица, полная случайных прохожих, на снимке выглядела пустой, и только в углу кадра «застыли» двое мужчин — чистильщик обуви и его клиент. Они единственные остались на фотопластинке, потому что находились в одном и том же месте на потяжении десяти минут. Так родился культовый снимок «Бульвар Тампль», датированный 1838 годом.
Жизнь в моменте: как появилась уличная фотография и почему сегодня она снова в тренде

Улицы Парижа в объективе

Начиная с середины XIX века, уличная фотография была делом единичных энтузиастов. Все из-за габаритной и тяжелой техники, которую не всегда удавалось переместить на улицу. Кроме того, первый метод фотографирования — дагеротипия — подразумевал использование слишком длинных выдержек. Чтобы сделать один кадр, фотографу приходилось тратить много времени, а снимки получались нерезкими и скудными на детали. Однако ситуацию изменила калотипия — более прогрессивный метод съемки, основанный на применении бумаги, пропитанной йодистым серебром. Технология сделала фотоаппарат более светочувствительным, а снимки — близкими к «моментальным».

Одним из первых новую технологию освоил француз Шарль Негре. Он брал неповоротливую камеру с собой на прогулки и экспериментировал с настройками и объективами, чтобы показать город в движении. Его внимание привлекали здания, магазины и люди — будь то рабочие, уличные музыканты или торговцы. Негре стремился добавить снимкам четкости. И хотя он так и не смог полностью избавиться от «размытости», незапланированный эффект пошел скорее на пользу и только добавил сюжетам динамики. Среди известных работ фотографа — «Рыночная сцена в Порт-де-Л’Отель-де-Виль, Париж» и «Прогулка трубочистов». Обе фотографии были сделаны в 1851 году.
Вскоре правила начала диктовать урбанизация, менявшая облик мегаполисов в угоду потребностям развивающегося общества. Но улицы старого Парижа сохранил Эжен Атже вместе со своей компактной камерой с панорамным объективом. Фотограф успел запечатлеть столицу Франции до «перестойки», чем заслужил уважение многих известных хужожников, в том числе Пикассо.
Фотография на бегу
Первая революция в мире уличной фотографии случилась с появлением Kodak. Это был небольшой, легкий, портативный фотоаппарат с фиксированным фокусом. На рубеже веков рекорды по подажам била бюджетная линейка Kodak Brownie. За счет того, что пленка стоила относительно дешево и была простой в использовании, интерес к уличной фотографии активнее проявляли любители.


Оборудование для профессионалов стала производить немецкая фирма Leica. В 1920-х компания выпустила культовые 35-миллиметровые пленочные камеры: они снимали на короткую выдержку и выдавали негативы в высоком разрешении. На «Лейку» с объективом 50 мм имел привычку снимать Анри Картье-Брессон. Стрит-фотограф намеренно перекрасил камеру в черный цвет, чтобы меньше выделяться из толпы. Кроме того, он разработал авторскую технику, которую назвал «Решающий момент». Его фирменный стиль проявлялся в умении поймать лучший момент случайного события, не жертвуя композицией.


Не менее влиятельным мастером того времени был Андре Кертес. Его новаторсво заключалось в экспериментальных ракурсах, необычном освещении и съемке с близкого расстояния.

В 1930-х годах внимание публики приковали работы венгерского фотографа под псевдонимом Брассаи, который работал в стиле сюрреализма и предпочитал ночные локации дневным. Нетрадиционное видение автора позволяло ему одинаково успешно выполнять заказы модных журналов, создавать портреты великих художников и снимать ночные пейзажи города со всеми его обитателями. Так, фотографии криминальных авторитетов, сделанные Брассаем, стали настоящим откровением, а серия «Париж после наступления темноты» (1933) стала самой обсуждаемой за всю историю его творчества.
Вызов «правильности»
Вызов «эстестике» и «правильности» уличной фотографии, к которой так стремились европейские фотографы, стараясь раскрыть возможности продвинутых камер, бросили американские мастера послевоенного периода. Они сделали преимуществом особенности моментальной съемки, некогда считавшиеся недостатками: размытие, зернистость, заваленный горизонт, излишнюю контрастность. Фотопроект с высоким уровнем художественности и одновременно реалистичным выглядом на повседневность представил Роберт Франк в своей книге «Американцы». Как признавался сам фотограф, зачастую, когда он видел случайный кадр, спускал кнопку затвора, даже не посмотрев в объектив.

Среди стрит-фотографов было принято снимать на Leica, но так делали не все. Например, Вивиан Майер, отдала предпочтение другой камере, которая помогла ей выработать собственный почерк. Майер всю жизнь проработала няней, скрывая от всех свое хобби, и только с появлением первых социальных сетей ее кадры (их было больше 150 000) разлетелись по интернету, получив признание.


К слову, некоторые пленочные снимки Майер можно назвать прообразами селфи: она часто фотографировала свое отражение в зеркале. Запечатлеть бытовые уличные сцены ей помогал 120-миллиметровый Rollieflex с двумя объективами. Во время съемки приходилось намеренно держать аппарат на уровне пояса или груди, чтобы добиться большей глубины резкости и детализации. Но камера Rollieflex требовала длинной выдержки, поэтому Майер часто не удавалось оставаться незамеченной на улицах Нью-Йорка.
Эпоха компактных камер
Со временем оптика становилась легче и компактнее (размеры камер можно было сравнить с пачкой сигарет), что окончательно демократизировало уличную фотографию, сделав ее весьма распространенным хобби. Роль новаторов в области фототехники взяли на себя японские производители, среди которых выделялась фирма Ricoh. Ее путь начался с разработки фоточувствительной бумаги, а продолжился компактными пленочными и цифровыми камерами с фиксированным фокусным расстоянием.
Первый зеркальный фотоаппарат с двумя объективами Ricohflex Model III был попыткой превзойти Rolleiflex, причем вполне удачной. Вскоре на рынок вышла другая модель для уличной съемки — Ricoh Auto-Half. Полукадровая 35-миллиметровая камера с автоматической регулировкой экспозции и фокуса стала бестселлером по всему миру.

В дальнейших релизах японский бренд делал упор на высокое разрешение, светосильные объективы, антиполяризационные линзы, сверхкороткую выдержку, а также на фирменные цветовые профили. В 1993 году компания спроектировала KR-5 Super II (XR-8): фотоаппарат получил затвор с выдержкой 1/2000 сек. Однако спустя несколько лет все заговорили о линейке GR c широкоугольным объективом 28 мм, созданной специально для магии улиц. Именно эту камеру выбрала для себя стрит-фотограф Дайдо Морияма, прославившаяся благодаря драматичным черно-белым снимкам послевоенной Японии.

Уличная фотография: старый-новый тренд в социальных сетях
Развитие социальных сетей в начале XXI века открыло новые возможности для уличных фотографов. Они делились снимками с широкой аудиторией, вступали в профессиональные сообщества, чтобы обмениваться опытом, и самовыражались, продумывая оформление собственных лент. С другой стороны, именно соцсети размыли тонкую грань между профессиональным и любительским, сделав уличным фотографом буквально каждого пользователя, кому удавалось ловить необычные моменты жизни на камеру своего смартфона.
Смартфон с «пленочными» эффектами: realme GT 8 PRO
Сегодня социальные сети диктуют тренд на спонтанные, живые, атмосферные снимки, а фильтры в стиле старых «мыльниц» захватывают ностальгирующую по прошлому аудиторию. Но чтобы получить реалистичный снимок в духе компактных камер XX века, не нужно идти на рынок антиквариата или скачивать приложение с платными пресетами. Достаточно взять в руки смартфон, умеющий снимать как настоящая ретро-камера.
Недавно бренд realme в коллаборации с Ricoh Imaging Company Ltd анонсировал такой девайс на глобальной презентации в Пекине. Сотрудничество вылилось в интересный лонч — модель realme GT 8 Pro с продвинутыми возможностями фотосъемки. Камеры смартфона переняли главные фишки фотоаппаратов GR IV и были откалиброваны японскими специалистами. По словам разработчиков, пользователи будущего флагмана (не меньше) получат новый опыт уличной съемки — с точностью, вдохновением и творческой свободой. Концепция новинки отражается в слогане Snap by No Rules — «Снимай без правил».
Основная камера «прошки» на 50 Мп получила систему сверхпрозрачных линз, выполненную по стандартам GR: с высокой разрешающей способностью, минимальным искажением и антибликовым покрытием. Линзы в камерном блоке прошли более 1000 лабораторных испытаний, а также цветовую донастройку.
Смартфон похож на ретро-камеру даже звуком спуска затвора. Но главная отсылка в нем — кастомизированный интерфейс камеры с пятью цветовыми тонами в стиле Ricoh. В режиме GR можно переключаться между профилями: стандартным, негативом, позитивом и двумя черно-белыми. Эти цветовые тона — не фильтры вроде Dazz Cam. Они изначально встроены в камеру и адаптируются под каждый снимок, когда вы фокусируетесь на нужной сцене. В результате получается эффект «мыльницы», в хорошем смысле этого слова. Такую достоверность сложно повторить с помощью обычных редакторов. Но если кажется, что тон недостаточно точен, скорректировать его можно в режиме ручной настройки.

В новинку намеренно не добавили телевик. Для работы с композицией здесь есть два классических фокусных расстояния камер GR — 28 мм и 40 мм. При этом специальный режим Snap Focus позволяет заранее предустановить фокусное расстояние для быстрой съемки.
Подробности релиза пока не раскрываются, как и дизайн смартфона. Даты появления в России тоже держатся в тайне. Новый режим уже протестировало коммьюнити уличных фотографов realme, а также избранные блогеры и журналисты. В числе этих счастливчиков оказалась и редакция Techinsider.ru. Фотографиями, сделанными на GT 8 Pro, мы поделились в нашем Telegram-канале.




