Как известно, первыми испытателями пугающей невесомости были животные. Ученые отправляли зверей в экспериментальные космические полеты, чтобы понять, сможет ли живой организм адаптироваться к экстремальным условиям.
Какие часы первыми полетели в космос: и нет, это не «Штурманские» Гагарина

Белка и Стрелка
Так, 19 августа 1960 года орбитальный полет длительностью более суток на «Спутнике-5» совершили собаки Белка и Стрелка. Это была история со счастливым концом: животные вернулись домой невредимыми, и, по одной из гипотез, с ними же на Землю приземлились отправленные в космос часы.
Часы на борту «Востока 3КА №1»
Репетицией перед полетом Юрия Гагарина стал пуск корабля-спутника «Восток 3КА №1». Космический аппарат совершил один виток вокруг Земли 9 марта 1961 года, в то время как на борту находилась собака по кличке Чернушка. Вместе с животным на орбиту отправился манекен Иван Иванович: на нем проводились испытания средств экстренного спасения человека.
Не меньший интерес вызывает еще один факт. Установлено, что на протяжении всего полета в капсуле космического корабля находились мужские наручные часы «Победа» Петродворцового часового завода.

Оказалось, доктор Абрам Генин, ученый и основоположник советской космической биологии, решил отправить с Чернушкой свою «Победу» 34-К с пылеводонепроницаемым корпусом. В Музей времени и часов AllTime в Москве хранится экземпляр, идентичный тем самым часам Абрама Генина.

«Штурманские» Гагарина
Некоторые эксперты считают, что на руке Гагарина во время первого полета в космос были не одни часы. Однако, согласно официальной версии, 12 апреля 1961 года первого космонавта точно сопровождали «Штурманские» — наручные часы в 33-миллиметровом корпусе из хромированной латуни со светлым циферблатом.
Этот хронограф выпускался 1-ым Московским часовым заводом им. Кирова, но просто так раздобыть его было сложно: изделие выдавалось по выпуску из авиационного училища летчикам ВВС СССР в качестве составляющей служебной экипировки.
Особенность трехстрелочников с ручным подзаводом была в специальной функции: потянув за заводную головку, ход стрелок можно было принудительно остановить. «Стоп-секунда» позволяла летным группам синхронизировать действия.

Без хронографа было сложно представить работу на орбите, где важен счет каждой секунде. Поэтому часы всегда были встроены в приборный отсек.
Судя по первому полету, перегрузки существовавшие на тот момент хронографы превосходно выдерживали. Да и сам Гагарин после своего исторического путешествия остался доволен поведением «Штурманских», о чем рассказал в интервью репортеру «Комсомольской правды» Василию Пескову.

Вскоре после разговора о часах космонавт подарил свой хронограф Главкому ВВС Константину Вершинину, который вместе с Сергеем Королевым отбирал космонавтов для запуска «Востока-1».
«Штурманские» выпускаются до сих пор, правда, в более современных комплектациях и с увеличенным корпусом. Среди них даже есть серия, названная в честь Гагарина.
«Штурманские» Терешковой
Судя по архивным фото, в июне 1963 года первая женщина-космонавт Валентина Терешкова отправилась на орбиту в тех же часах, что и Гагарин. «Штурманские» видны на ее запястье: для удобства часы Терешкова прикрепила прямо на скафандр.


«Стрела» Леонова
Вместе с человеком часы отправились в космос и вместе с ним они впервые в истории побывали в открытом космическом пространстве.
На рукаве скафандра Алексея Леонова, который провел за бортом корабля «Восхода-2» 12 минут 9 секунд, был зафиксирован хронограф «Стрела» 3017 в хромированном корпусе. Эти легендарные часы, как и «Штурманские», считались атрибутом военных летчиков: их выпускал все тот же 1-ый МЧЗ, а за основу была взята улучшенная версия швейцарского калибра Venus 150. Механизм работал на 19 камнях, а в «полной комплектации» модель оснащалась секундомером, 45-минутным счетчиком минут и дополнительными функциями в виде тахометра (для расчета скорости на основании времени в пути) и телеметра (для определения расстояния до источника звука).


Последующие 20 лет не одно поколение космонавтов выбирало именно «Стрелу». Хронограф отлично справлялся с нагрузками и выдерживал перепады температур, что доказал многолетний опыт. К слову, марка сохранилась до наших дней и осталась верна космической тематике.
Но это вовсе не значит, что советские космонавты были заложниками только одного часового завода. Напротив, космос покоряли разные часы: как советских, так и зарубежных марок; простые и с усложнениями; механические и кварцевые модели. Например, после «Стрелы» на орбиту летали хронографы с не менее говорящими названиями: «Восток», «Слава», «Полет».
Первые зарубежные часы в космосе
В 1962 году вместе с астронавтом NASA Джоном Гленном подвиг совершил секундомер Heuer, помещенный в тканевый ремешок. Вскоре, в том же году, за пределами Земли оказался швейцарский хронограф Breitling Navitimer Cosmonaute — именно он поблескивал на руке Малколма Скотта Карпентера.

Одна из проблем, с которой столкнулся экипаж «Апполона-13» при возвращении домой со спутника Земли, — взрыв кислородного баллона. Столкнувшись с драматичной ситуацией с последующим отключением бортового компьютера, команде пришлось вручную запускать двигатель и корректировать орбиту при вхождении в атмосферу Земли. Без сверхточного расчета было не обойтись. Но после того как Speedmaster помог астронавтам отследить точное время 14-секундного срабатывания двигателя и, как результат, совершить посадку, часы Omega навсегда зарекомендовали себя как одни из самых надежных и точных в мире.

