Особая атмосфера: в чем заключается прелесть виниловых пластинок

Отраслевой отчет за 2020 год показал, что впервые с восьмидесятых продажи виниловых пластинок превысили продажи компакт-дисков. Продажи пластинок составили более 60 процентов общего дохода от реализации физических музыкальных носителей. Многие меломаны утверждают, что виниловые пластинки звучат «теплее» и «качественнее» CD и музыки из интернета. Так ли это?
Особая атмосфера: в чем заключается прелесть виниловых пластинок
Изображение Mateusz Omelan с сайта Pixabay

Возможно, у вас есть знакомый, который морщится, когда вы слушаете музыку из интернета. У него есть виниловый проигрыватель, и он при любом удобном случае напоминает, что пластинки звучат «теплее» и «качественнее».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ответ заключается в разнице между аналоговой и цифровой записью. Виниловая пластинка – это аналоговая запись, а диски – цифровая.

На техническом уровне компакт-диск намного лучше воспроизводит звук. Диски побеждают пластинки в соотношении сигнал/шум, стабильности воспроизводимой скорости или высоты тона. Однако цифровой звук работает, разбивая звук на тысячи выборок в секунду (это называется частотой дискретизации и измеряется в герцах). Частота дискретизации CD-диска достаточно высока, чтобы человек не замечал перепадов.

При воспроизведении музыки с диска проигрыватель преобразует цифровой сигнал в аналоговые, и подает его на усилитель. Затем усилитель поднимает мощность сигнала до уровня, достаточного для работы динамика.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На виниловой пластинке вырезана канавка, которая отражает форму волны исходного звука. Это означает, что информация не теряется. Выход проигрывателя – аналоговый. Его можно подавать прямо на усилитель без преобразования.

Аналоговый сигнал непрерывен. Форма волны с виниловой записи более плавная и точная, поэтому ее звук действительно ярче и богаче. Проблема винила в том, что любые пылинки и повреждения пластинки будут искажать воспроизводимую музыку.

Магазин виниловых пластинок
Изображение StockSnap от Pixabay
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Клавишник Rolling Stones Чак Ливелл сказал Forbes: «Цифровая запись – это нули и единицы, чувак, как ни крути. Будь то компакт-диск или скачанное из интернета, в этом есть определенная неровность. Винил всегда выигрывает. Он теплее, он успокаивает, он легче для ушей».

Качество звука также зависит и от метода записи. Если исполнитель использовал аналоговый формат для создания основной записи, то виниловая пластинка будет звучать намного лучше. Если исполнитель использовал цифровую запись – то CD-диск лучше.

Чтобы записать цифровой альбом на виниловую пластинку, звукорежиссеру необходимо преобразовать музыку из цифрового сигнала обратно в аналоговый. Каждый раз, когда специалистам приходится конвертировать запись из одного формата в другой, есть вероятность, что ее качество пострадает.

Некоторые исследователи считают, что важную роль играет не качество звука, а ритуал, предшествующий ее воспроизведению. Это как с любителями «нюхать» бумажные книги – основное удовольствие меломан получает от вынимания пластинки из конверта, сдувания с нее пыли и размещения на проигрывателе.

Юрий Кишуров
Юрий Кишуров 22 Августа 2021, 19:11
Технически диск лучше. Я собираю винил для того, чтобы прослушивая пластинку, погружаться в юность, когда пласты были эталоном звука.
Oe Ai
Oe Ai 21 Августа 2021, 13:19
Можно простой эксперимент провести - взять бугристую поверхность и провести по ней металлическим предметом (монетой по джинсовой ткани), От скорости движения и фактуры материала будет меняться звук, простой пример - застежка на молнии. Так вот по сути пластинка состоит из таких бугорков в канавках, на которые ложится игла и прыгает по ним выдавая звук. По сути это ничем не отличается от цифровой дискретизации и чистота звука зависит от качества нарезки этих канавок, плюс качества иглы, плюс качества усилителя, плюс качества динамиков. Плюс качества самой записи, поскольку техника всё-таки отличается от прошлого века например 30-х годов. В итоге имеем маркетинговый ход по продвижению уже известной и сложной для воспроизводства технологии (защита прав и деньги артистам, развитие музыки), но по сути частота дискретизации ДВД кратно превышает возможности воспроизведения динамиков - там 22кгц, а на двд 192кгц - не все потребительские устройства такое могут выдать. Частота воспроизведения наушников в лучшем случае 32кгц и их не услышать, ниже 40гц вообще ощущается телом, как вибрация, не все наушники могут выдать. Частота 44-48кгц - в два раза превышает возможности динамиков. А пластинки вообще режутся по частотоам в зависимости от скорости 45/33 - на 33 оборота влезает больше песен - значит, частота должна упасть, она не может быть такой же - только на 45 звук можно как-то сранивать с цифрой на 48/96кгц. Да тут зависит от ЦАПы и уровня хайэнда, но в итоге на уровне акустики за 20 тыс - ну вряд ли... нужно сравнивать с такой же за 100-400. И в общем цифровые дырки на дисках примерно такие же как бугры в канавках. Можно эти бугры представить в 16/24 бит (размер высоты бугра), а можно добить до 32/64, но чтобы это услышать надо по отдельности каждый звук взвешивать, а в сложной композиции - всё равно люди слышат только слова песни, и на сложные мелодии и тонкие звуки обращают внимание в консерватории только, причём сам человек не способен повторить подробность на глубину 32 изменения в частоте - это случайность, либо это, либо наложение. То есть мало частоту записать, там есть ещё глубина - это как громкость сигнала, её надо увеличить и тогда все подробности будут на уровне абсолюта. - как 16 и 8 битная графика, сейчас у нас 32 в экране, но матрицы не все тянут, а сам GPU проц на 256 бит уже давно и до 4096 - упирается в задачи и конечную возможность монитора 4к-8к.
Oe Ai
Oe Ai 21 Августа 2021, 14:13
Можно условно представить частоту герц - как частоту колебаний магнитной головки динамика от катушки, там 2 (4 для стерео) динамика, реже 3. Средние частоты выдают динамики побольше - их частота колебаний до 5-10 тысяч, высокие дают мелкие динамики, хорошие колонки могут дать от 15 до 50000 но их специально делят на 4 полосы на колонку, чтобы точно воспроизводить звук, плюс ещё отдельно сабвуфер под низкие частоты. под это ещё нужен усилитель качественный - тогда можно о чём-то поговорить в плане качества звука, всё остальное - это как феррари сравнивать с газонокосилкой. Мы поездили на газонокосилке и поняли, что феррари - говно. Забыл написать, что в принципе меломанами движет ностальгия и тяга к детству, когда они слушали пластинки и это было дорого и круто, вот этот психологический эффект может играть намного больше, как бы перенося воспоминания, связанные с родителями и в целом когда всё было (воспринималось) лучше.
Aaron Rappoport
Aaron Rappoport 15 Марта 2021, 16:43
Учитывая фонокорректоры за овердофига денег - это уже аналоговая фильтрация звука-вмешательства. Современная цифра давно уже превзошла аналог, просто людям нужен "теплый шум" от щелчков пласта.
Николай Механик
Николай Механик 07 Января 2021, 17:35
Лучше, вот тут все подробно расписано - О виниле и звуке - из личной практики
Евгений Цаплин
Евгений Цаплин 03 Января 2021, 10:59
Не спорю что винил это очень чисто, живо. Но слушать без тембров как есть, это извращение...
Shibaalex Shibaalex
Shibaalex Shibaalex 10 Декабря 2020, 13:45
Слушаю и на компактах и на виниле...Винил действительно успокаивает, и все эти потрескивания, щелчки создают эффект настоящего, живого...
Александр Аверьянов
Александр Аверьянов 10 Декабря 2020, 12:39
Звучат то они хорошо, но очень уж не долго. После нескольких проигрываний пластинку можно считать "запиленной", а после недолгого хранения "запыленной". Тоже и с иглой, постоянно менять. Пассики растягиваются. Смазка в механизмах высыхает. А сколько места нужно для хранения фонотеки - шкафы. А как делиться с друзьями по интернету? В целом это всё хорошо для своего времени, когда попросту не было альтернативы. Сейчас не актуально, тем более когда цифровые технологии достигли достаточно больших высот, что бы цифровой звук стоял с аналоговым совсем рядом, но был свободен от огромного ряда недостатков. Преимущества цифры очевидны - отсутствие шумов, неограниченное время хранения, неограниченные размеры фонотеки, легкий способ делиться, прослушивание в любом месте и в любое время, миниатюрные размеры, никакого технического обслуживания, легкое копирование, простое пополнение коллекции.
Андрей Афанасенко
Андрей Афанасенко 12 Ноября 2020, 20:25
Если вам кажется, что винил звучит лучше, купите хороший ЦАП и транспорт и найдите цифровую запись, не убитую намерено компрессией динамического диапазона (чтобы громче орало). Если сможете найти ("нет" в 99,99% случаев), то CD будет играть не хуже. Хороший ЦАП обойдется вам примерно раз в 10 дороже приличного проигрывателя винила (в комплексе с УК). Хотя, наверное, это спорно. Короче, вывод тут только тот, что, как правило (не всегда!), один и тот же музыкант, один и тот же лейбл выпускают хорошую качественную запись на виниле (очень редко на HiRes) и одновременно убитую запись на CD, чтобы было дешево и громко. Винил -- это модно, его не скачаешь из Интернета, можно поставить любую цену, если не будет альтернативы. Вышеизложенное -- это не выдуманная теория заговора, не частное мнение, это многолетние объективные измерения динамического диапазона плагином foo_dynamic_range.
Михаил null
Михаил null 23 Ноября 2020, 16:54
Вы советуйте не то что нужно. Лучше подскажите где можно достать оригинальную мастер-копию.
Юрий Пастухов
Юрий Пастухов 11 Ноября 2020, 00:25
Автор явно не в теме.
Sergei Hein
Sergei Hein 13 Октября 2020, 18:16
Я тоже поддался тренду и попробовал слушать винил. Чем не понравился винил: 1. Легко может попасться новая пластинка, на которой уже будут слышны щелчки на тихих местах. 2. Более или менее сносное качество звука на виниле возможно, если на сторону записано не более 15-17 мин музыки. В противном случае по мере приближения иглы к концу пластики заваливается громкость и четко слышны искажения, особенно по высоким частотам. 3. При мастеринге винила неизбежно срезаются наиболее высокие (резкие) и низкие частоты, чтобы избежать шипения и выскакивания иглы из канавки соответственно, часто бас идет в моно. Может быть этим объясняется так называемый «теплый, мягкий» звук винила. По жанрам, лучше всего на виниле звучит старый рок 60-70х и электронная музыка (где не так много высоких). Классика, джаз, хард-рок и металл на виниле звучат хуже. При прямом сравнении CD звучит чище, лучше детализация, лучше раскладка по каналам. Если вдруг вас не устраивает качество звучания CD просто нужен хороший внешний ЦАП. Прослушивание же винила имеет исключительно сувенирно-ностальгическо-ритуальное значение, не более того.
ALXR ARM
ALXR ARM 13 Октября 2020, 01:15
Фиг его знает... Еще в 90-х пробовали у себя, в радиоремонтном цехе, прояснить сею дилему.. Можно сказать одно: если вы пользуетесь аппаратурой с поганым ЦАПом и нарезанным китайским пиратом поганую дисковую болванку, с "никакой" дискретизацией... Бесспорно - аналоговая лучше. Если возьмёте диск писаный "Sony" и полный аналог "Мелодии", то догадайтесь с трёх раз, где будет звук "помягче". По-моему мнение, для обывателя, неискушенного разлапистыми ушами - "цифра", безусловно. Для распальцованных меломанов- "аналог", удовлетворяющий фетиш. Ну, и главной преградой для обыкновенного человека - стоимость аппаратуры. Если, к примеру, я поменял кинотеатр сонькин на марантц (оба не аналоговые), при том же входе и переферийном выходе, то и получилась та волшебная разница.