Великий чикагский пожар 1871 года: трагедия, изменившая город до неузнаваемости

Речь про событие, которому посвящена вторая из четырех звезд на флаге Чикаго. Пожар 1871 года стал по-настоящему знаковым для города. После катастрофы Чикаго изменился до неузнаваемости, причем, — именно в лучшую сторону. Рассказываем о том, как больше 150 лет назад американцы заново отстраивали сгоревший город.
Великий чикагский пожар 1871 года: трагедия, изменившая город до неузнаваемости
GettyImages
Небоскребы, лифты и осознанное градостроительство — катализатором всех этих вещей стал пожар 1871 года в Чикаго

В ночь на 8 октября 1871 года в Чикаго, штат Иллинойс случился крупный пожар, который охватил буквально весь американский город и не прекращался на протяжении 24 часов. Почему произошло возгорание — до сих пор неизвестно. Очагом пламени был сарай, находившийся по адресу 558 West DeKoven Street.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Большую роль в тушении пожара сыграл проливной дождь — он справился с пламенем больше, чем через сутки после начала катастрофы. За это время огонь успел уничтожить 17500 зданий и почти 120 километров улиц. По разным оценкам, в пожаре погибло около 300 человек, а еще 100 000 (каждый третий житель) остались без крова. Главные районы центра Чикаго были стерты с лица земли.

Чикаго после пожара 1871 года
Чикаго после пожара 1871 года
blogspot.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Причина пожара и хронология катастрофы

Лето и начало осени 1871 года выдались ужасно сухими. Так, с июля по октябрь в Чикаго выпала только четверть от обычного количества осадков. Большинство деревянных зданий и тротуаров города высохли от сильной летней жары. В первую ночь пожара сильный юго-западный ветер поднял языки пламени и создал так называемые спирали, которые разбросали горящие обломки во все стороны, увеличив площадь пожара.

Считается, что сам факт того, что город практически полностью состоял из деревянных построек, сделал его обреченным на крах. Некачественные и быстро построенные деревянные здания и набережные были главными причинами пожара.

Чаще всего, чтобы защитить здания от возгорания, снаружи их покрывали слоем огнеупорного материала. Именно так был «защищен» водонапорный завод города. Он выполнял функцию главного источника воды для городской пожарной команды. После того, как на крышу постройки попал горящий уголек, водонапорный завод был мгновенно уничтожен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При этом в городе не пострадало большинство железнодорожных путей. Это позволило не прекращать отправку в Чикаго грузов со всей страны и всего мира. Так, например, по железнодорожным путям поступало много пожертвований и гуманитарной помощи. Нетронутыми также остались скотобойни — они перерабатывали больше мяса, чем какой-либо завод на Земле. Уцелели также большинство пристаней, лесопилок, мельниц вдоль реки Чикаго и около трети элеваторов на западе города. Отрасли, связанные с сельским хозяйством и торговлей, помогли поддерживать финансовую стабильность города и обеспечивать работой тысячи людей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Карта сгоревшей части Чикаго
Карта сгоревшей части Чикаго
Library of Congress
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первая фаза великой перестройки Чикаго

Перестройка города началась незамедлительно — еще до того, как архитектор и инженеры завершили разработку проекта. Чикаго стал своеобразным белым листом для всевозможных идей, пожар «подарил» возможность построить новый, более современный и продуманный город.

Именно в Чикаго появились первые небоскребы, безопасные лифты и высококачественная недорогая прокатная сталь. Через несколько лет здесь стали «обкатывать» трамваи и фуникулеры

После чикагского пожара в городе приняли законы, согласно которым строить новые здания можно было только из огнеупорных материалов: кирпича, камня, мрамора и известняка. Так как они были значительно дороже, чем дерево, и требовали услуг каменщиков, многие жители не могли себе позволить такое дорогое строительство. Кроме того, многие не могли найти денег на оформление страховки от пожара. Из-за этого тысячей небогатых жителей и мелких предпринимателей просто напросто вытеснили из Чикаго.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако первый этап реконструкции города продлился недолго. Во-первых, он прервался из-за банкротства банка «Джей Кук и Ко» в сентябре 1873 года. Это событие вызвало массовую депрессию, из-за которой строительство большинства зданий просто «встало». Во-вторых, в июле 1874 года случился еще один пожар — в этот раз более мелкий по масштабам. Новая катастрофа уничтожила больше 800 зданий.

Брошюра о призыве к помощи
Брошюра о призыве к помощи после пожара в Чикаго
Chicago History Museum
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Перестройка Чикаго после второго пожара

Процесс перестройки, начавшийся после второго пожара, был более медленным и дорогостоящим. В этот раз популярным и эффективным строительным материалом стала терракотовая плитка.

Например, терракота использовалась при реконструкции отеля Palmer House на Монро-стрит. Гостиница открылась всего за 13 дней до Великого пожара, а когда появилась информация о том, что здание, скорее всего, сгорит, его архитектор Джон М. Ван Осдел закопал чертежи в яме в подвале и покрыл их толстым слоем песка и глины. Бумаги уцелели, а Ван Осдел убедился, что терракотовая черепица из глины — хорошо подходящий огнеупорный материал.

После реконструкции отель Palmer House рекламировал себя как «единственный в мире огнеупорный отель», сегодня гостиница входит в сеть отелей Hilton

Кроме того, терракоту использовали для постройки здания Montauk Block на Монро-стрит — одного из первых высоток. На тот момент 10 этажей, вмещающих в себя 150 офисов, считались рекордными. Кроме того, Montauk был первым зданием в Чикаго, строительство которого не прекращалось зимой, и первым в мире, строительство которого проходило не только днем, но и ночью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из-за того, что коммерческие предприниматели заказывали более простые здания (украшения стоили больших денег и требовали большего времени), архитекторы отстраивали Чикаго в обтекаемом стиле. Позже он стал известен как Чикагская школа архитектуры.

Постройка Home Insurance Building на ЛаСалль-стрит (первый в мире небоскреб) была первым зданием, для опоры в котором использовали стальную обойму. Это позволяло сделать больше масштабных окон на каждой стороне здания. Перегородки между офисами создавали из кирпича и терракоты.

Первый небоскреб в Чикаго
Первый небоскреб в Чикаго
Wikipedia

Итог перестройки: Чикаго через 20 лет

Городу понадобилось всего 20 лет, чтобы полностью оправиться от трагедии. Так, к 1891 население Чикаго выросло с 300 000 до 1 миллиона человек. Уже в 1893 году город принял у себя Всемирную выставку, посвященную 400-летию открытия Америки Колумбом, на которой показывал градостроительные достижения. За полгода на мероприятие приехало 27 миллионов человек. Несмотря на пережитую трагедию, уже тогда Чикаго стал бороться за звание главного города США.

В 1956 году на месте, с которого началось распространение огня, отстроили Чикагскую пожарную академию. Учебное заведение до сих пор действует и каждый день готовит новых пожарных.