«Трагедия детей Осло»: чудовищная авиакатастрофа с единственным выжившим ребенком

Даже во время самых страшных и трагичных событий может случиться чудо. Так произошло в момент страшнейшей авиакатастрофы 1949 года у столицы Норвегии. В тот день из-за крушения самолета погибло 27 детей, трое сопровождающих их взрослых и весь экипаж воздушного судна. Но одному мальчику по имени Исаак Аллал загадочным способом все же удалось выжить.
«Трагедия детей Осло»: чудовищная авиакатастрофа с единственным выжившим ребенком
Flickr
Крушение самолета DC 3 Dakota голландской авиакомпании вошло в историю под названием «Трагедия детей Осло»

Найти разрушенное воздушное судно удалось только через три дня. Место крушения обнаружили норвежские охотники. На тот момент все люди, находившиеся на борту, уже были мертвы. Оставался в живых только 11-летний мальчик Исаак Аллал. Несмотря на легкую одежду, ребенок смог спастись в заснеженном норвежском лесу благодаря теплу от медленно горевшего хвоста самолета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Предыстория «Трагедии детей Осло»

После того, как в 1948 году Израиль образовался как официальное государство, в него стали переезжать евреи со всех уголков мира. Для репатриантов было разработано множество специальных программ, в том числе — программа по привлечению и подготовке детей. Она создавалась для того, чтобы помочь евреям из Марокко и Туниса вернуться на историческую родину. В осуществлении плана им помогала Норвегия. Страна предоставила евреям для временного проживания бывший подготовительный лагерь СС Хирден. Первая группа детей возрастом от 5 до 14 лет была принята в стране в начале 1949 года. В общей сложности за все время существования программы в ней приняли участие около 400 человек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Аэропорт Форнебу, в котором должен был приземлиться самолет
Аэропорт Форнебу, в котором должен был приземлиться самолет
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После того, как в 1949 году Объединенный распределительный комитет подписал соглашение с министерством благосостояния Норвегии, санатории для больных туберкулезом должны были предоставить 200 мест для детей из Северной Африки. Так, в апреле 1949 года около 200 детей из Марокко приехали в медицинское учреждение, следующей должна была стать группа еврейских детей из Туниса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как произошла авиакатастрофа в Хуруме

Два самолета DC-3 компании Aero Holland вылетели из аэропорта Туниса в сторону Норвегии 20 ноября 1949 года. Одно воздушное судно успешно приземлилось в пункте назначения. Другой самолет с регистрационным номером PH-TFA совершил вынужденную остановку в Брюсселе в аэропорту Брюссель-Завентем из-за поломки радиоаппаратуры. На тот момент в самолете находилось 28 детей возрастом от 8 до 12 лет, 3 социальных работника и члены экипажа.

В этот момент в норвежском Осло, который был пунктом назначения самолета, стояла плохая погода. Из-за того, что связь с судном была утеряна, работники аэропорта предположили, что экипаж решил временно приземлиться в другом месте и дождаться, когда погода улучшится. Однако, как только стало понятно, что ожидания напрасны, спасатели начали поиски пропавшего судна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Место, в котором мог оказаться DC-3, определили достаточно быстро. Предположительно, воздушное судно могло оказаться где-то между Хурумом и аэропортом Форнебу — именно там местные жители слышали звук низко летящего самолета.

Чтобы быстрее обнаружить самолет, правительство обратилось за помощью к местным жителям. Однако непрекращающаяся непогода мешала начать полномасштабные поиски. К месту катастрофы через три дня вышли норвежские охотники. Мужчины увидели совершенно не обнадеживающую картину: деревья, поваленные самолетом, обломки воздушного судна и гробовая тишина.

Обломки упавшего самолета DC-3
Обломки упавшего самолета DC-3
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исаак Аллал — единственный выживший мальчик

Взрослые пассажиры, члены экипажа и 27 детей были найдены мертвыми. Выжить удалось только одному 11-летнему мальчику Исааку Аллалу. Как он позже рассказал спасателям, остаться в живых у него получилось благодаря своей привычке слушаться взрослых. Сразу после того, как самолет оказался в опасной зоне с плохой видимостью, члены экипажа приказали всем пассажирам пристегнуть ремни безопасности. Многие дети летели на самолете впервые в жизни, из-за этого воспринимали происходящее как аттракцион, игнорировали указания членов экипажа и продолжали веселиться.

Исаак Аллал после катастрофы
Исаак Аллал после катастрофы
Reddit
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, мальчику удалось выжить за счет того, что его место находилось в наиболее безопасной зоне — на задних рядах. После инцидента Исаак прославился на всю Норвегию настолько, что король Хокон VII предложил мальчику усыновить его. Необычное предложение Его Величества было отвергнуто ребенком, однако правитель не забыл о мальчике и на 13-летие подарил ему велосипед.

Эйфорию от чудесного спасения Исаака Аллала затмил траур по погибшим пассажирам и членам экипажа. На тот момент катастрофа стала одной из самых масштабных и чудовищных по количеству жертв в стране. Вся Норвегия на долгое время была потрясена произошедшим. Правящая партия Труда собирала пожертвования, которые пошли на строительство деревни «Норвегия» (позже ее переименовали в «Янув») для тунисских иммигрантов в Израиле.

Катастрофа «Трагедия детей Осло» в тот момент была второй по величине авиакатастрофой в Норвегии. Превышала по количеству жертв только катастрофа Квитбьерна, произошедшая двумя годами ранее, в 1947.

Почему самолет разбился

Причин, по которым произошла катастрофа, могло быть несколько.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Во-первых, определенную роль сыграли ужасные погодные условия, которые создавали плохую видимость для пилотов.
  • Во-вторых, приближаясь к аэропорту, экипаж доложил: «контакт 100 футов». Это означало, что самолет летел уже достаточно низко и пилоты могли видеть землю. Такое положение воздушного судна очень опасно в условиях низких облаков в холмистой местности, однако диспетчер не придал этой информации должного внимания. После — комиссия постановила, что как диспетчер, так и члены экипажа действовали некорректно и совершили ошибки.
  • Третьим фактором стала ошибка на английской карте, которой пилоты пользовались во время полета. На ней высота холмов указывалась как 164 метра, в то время как в реальности она была 361 метр.

Память о жертвах трагедии

В память об авиакатастрофе на берегу фьорда (недалеко от того места, где разбился самолет) был установлен первый памятник. Еще один, по просьбе Исаака, был возведен непосредственно на месте крушения. Он огражден и украшен Звездой Давида. Рядом с мемориалом также находятся части обломков упавшего самолета. В израильской деревне Янув также был воздвигнут памятник погибшим. Другие мемориалы существуют в Нетивоте и Нетании , а детский сад в Нетании назван в честь детей Осло.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Мемориал погибшим детям, установленный в деревне Янув
Мемориал погибшим детям, установленный в деревне Янув
Wikipedia

Сразу после катастрофы тунисское правительство заявило, что привезет своих скончавшихся граждан обратно, чтобы похоронить их. Однако время от времени семьи погибших детей просили вернуть их на родину в Израиль.