Судно на паровой тяге: история первого парохода, о которой вы не знали

Представьте, что пароходы бороздят реки уже в начале XVIII века, когда Европа еще верит в силу парусов и молитв. Один француз-изобретатель запускает по реке деревянную лодку, движимую паром, чего раньше никто и никогда не видел. Эта забытая драма Дени Папена переворачивает привычную историю технологий: за сто лет до «Клермонта» Роберта Фултона пароход Папена уже шел вперед.
Редакция сайта
Редакция сайта
Судно на паровой тяге: история первого парохода, о которой вы не знали
WikiCommons

Кто изобрел пароход первым?

Если вы уверены, что первый пароход построил американец Роберт Фултон, то... почти все так думают. Но правда куда интереснее: на самом деле первый пароход в мире был создан за сто лет до коммерческих рейсов по Гудзону. Дени Папен, французский физик, изобрел судно, которое двигалось благодаря паровой машине.

Дени Папен сконструировал пароход в 1707 году — это почти на век раньше, чем они вошли в массовое производство.

Паровая машина Папена: первый шаг к революции

Дени Папен был не просто ученым, а настоящим изобретательным гением. Он жил во времена, когда ученые ходили в париках и творили под надзором церкви. Впрочем, это не мешало ему проявлять любопытство и ставить опыты: именно он первым придумал использовать давление пара для движения механизмов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

До парохода Папен придумал паровой котел с предохранительным клапаном — устройство, из которого в будущем выросли и паровозы, и электростанции, и, собственно, пароходы.

Именно по такой схеме парового котла сейчас работают пароварки, которые есть почти у каждого на кухне.

Аппарат со свободным поршнем
Аппарат со свободным поршнем
WikiCommons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уже в конце XVII века ученый начал проектировать лодку, которая могла бы двигаться не за счет весел или ветра, а на паровой тяге. Судно было деревянным, легким, и на нем стояла простая паровая машина, приводящая в движение колеса и лопасти.

История создания первого парохода и печальный финал

Как же Папен вообще пришел к идее сделать пароход?

«Я был уверен, что можно построить машины, в которых вода, посредством не очень сильного тепла и с малыми затратами, могла бы производить тот совершенный вакуум, который не удавалось получить с помощью пороха»
Д. Папен
Д. Папен
Пароход Фитча 1787 год
Пароход Фитча 1787 год
WikiCommons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сама природа подсказала Папену путь развития: однажды он просто наблюдал, как крышка кастрюли с картошкой прыгает под давлением пара. Как известно, все гениальное просто, и после этого наблюдения физик начал проводить эксперименты с кипящей водой и замкнутыми емкостями. Открытием стало то, что пар может не просто поднимать крышку, а толкать поршень. Так родилась идея механизма, который можно использовать для движения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свое детище Папен построил в 1707 году и решил испытать его сам. К сожалению, государство в лице чиновников равнодушно пожимало плечами, разрешение на тестирование изобретения ему так и не выдали. Пришлось нарушить закон: экспериментальное судно было спущено на реку Везер. Это был первый в истории пароход, пусть и примитивный по современным меркам. И он действительно плыл — не по воле ветра, не по воле весел, а благодаря пару. Это был настоящий прорыв.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пароход Папена не имел ни труб, ни паровых свистков. Он выглядел скорее как странная повозка на воде, чем как современное судно.

— Вы слышали? Какой-то человек построил лодку, которая плывет без весел и ветра!

— Да ну, это же ересь. Сейчас еще скажешь, что в будущем будут самодвижущиеся телеги без лошадей!

Но дальше — хуже. Местные судовладельцы, испугавшись, что это чудо техники отнимет у них клиентов и хлеб насущный, разгромили судно Папена. Разъяренная толпа просто разгромила деревянное судно. Люди часто боятся нового и того, что меняет их привычный мир. Это был бой не против машины, а против будущего – снова очередной ученый опередил свое время. В итоге Дени Папен так и не стал известным и уважаемым изобретателем, как, например, Ломоносов. Ученый умер в одиночестве и нищете, так и не признанный обществом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Чертеж корабля SS Savannah из журнала The Rudder, май 1919
Чертеж корабля SS Savannah из журнала The Rudder, май 1919
WikiCommons

Почему имя Папена забыли?

Во-первых, мир попросту не был готов, это изобретение появилось рано. Во-вторых, не было финансирования. В отличие от Фултона, Папену никто не давал гранты и контракты. Ну и в-третьих, можно предположить, что тот мир плохо относился к «магии» — а пароход в начале XVIII века казался чем-то из колдовских книг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто изобрел первый пароход: Папен или Фултон?

На практике Роберт Фултон сделал пароход коммерческим. Его «Клермонт» в 1807 году начал регулярные рейсы и показал, что технология жизнеспособна. Поэтому в истории закрепилось, что первый пароход создал Фултон.

Ответ на вопрос «Кто изобрел пароход первым?», очевидно, будет — Дени Папен.

Пароход Фултона
Пароход Фултона
WikiCommons

Почему стоит помнить Папена, придумавшего первый пароход

История первого парохода — это не просто рассказ о машине. Это история о смелости, таланте и забвении. Сегодня имя Папена редко упоминается в учебниках. Но без него не было бы ни Фултона, ни пароходов, ни промышленных революций. Увы, его изобретение не оценили при жизни. Но теперь, когда вы прочитали эту статью, вы точно знаете, кто изобрел первый пароход — и сможете удивить любого знатока истории.