Братья Люмьер — Огюст Мари Луи Николя Люмьер (19 октября 1862 — 10 апреля 1954) и Луи Жан Люмьер (5 октября 1864 — 6 июня 1948). Они были родными братьями, сыновьями фотографа Антуана Люмьера. Родом из Безансона (Франция), но выросли в Лионе, куда семья переехала в 1870 году.
Свет, камера, Люмьер: история братьев, подаривших миру кино

К моменту, когда Люмьеры обратили внимание на кинематограф, они обладали богатым опытом в инженерии, производстве, фотографии и предпринимательстве. Вдохновившись кинетоскопом Эдисона, но и заметив в нем недостатки (громоздкость камеры и возможность просмотра только одним зрителем), братья решили усовершенствовать кинокамеру, сделав шаг к созданию нового аппарата.

Но как появился «волшебный» киноаппарат, способный запечатлеть и воспроизвести движение? Что предшествовало его рождению, и как первый киносеанс изменил мир? Давайте окунемся в захватывающую историю изобретения, которое подарило нам кино.
На пути к движущемуся изображению: что изобрели братья Люмьер
Прежде чем братья Люмьер явили миру свой синематограф, многие ученые и изобретатели бились над задачей запечатлеть и воспроизвести движение. Хронофотография, разработанная Эдвардом Мейбриджем, позволяла фиксировать последовательность фаз движения с помощью нескольких камер. Зоопраксископ, созданный Этьеном-Жюлем Маре, проецировал нарисованные на дисках изображения, создавая иллюзию движения. Все эти изобретения были важным шагом на пути к кинематографу, но ни одно из них не позволяло просматривать движущиеся изображения коллективно, на большом экране.
В 1894 году Антуан Люмьер, вдохновленный кинетоскопом Эдисона и Диксона на парижской выставке, задумался о создании устройства, способного проецировать фильмы на большой экран. Кинетоскоп позволял смотреть кино только одному зрителю через глазок, а Антуан мечтал о коллективном просмотре. Вернувшись домой, он поручил своим сыновьям разработать такое устройство.

Уже через год братья Люмьер создали синематограф. Это устройство с ручным приводом использовало перфорированную 35-мм пленку, двигающуюся со скоростью 16 кадров в секунду, что стало стандартом для кинематографа. Механизм прерывистого движения пленки, синхронизированный с затвором, позволял четко фиксировать и проецировать отдельные кадры, создавая иллюзию движения. Подобно швейной машинке, он обеспечивал более плавное и тихое движение пленки, по сравнению с кинетоскопом (46 кадров в секунду). Кроме того, синематограф был легче и портативнее громоздкого кинетоскопа, привязанного к студии. Это новшество дало операторам возможность снимать фильмы за пределами студии, открывая дорогу для спонтанных и живых кадров.
Это предсказание оказалось единственным промахом братьев Люмьер, ведь они создали совершенно новую форму искусства и развлечения, которая кардинально изменила массовую культуру. Главным новшеством синематографа стала проекция движущихся изображений на большой экран, что сделало кино коллективным опытом. Так зародились первые кинотеатры и сама концепция кинопоказа.

Каким было первое кино: взгляд на прошлое
В парижском Гранд-кафе 28 декабря 1895 года состоялся первый публичный киносеанс в истории. Зрители стали свидетелями премьеры фильма братьев Люмьер — «Выход рабочих с фабрики Люмьер» (Workers Leaving the Lumière Factory).


Первые фильмы были короткими, без звука и сложного сюжета. Они фиксировали повседневную жизнь: рабочих, выходящих с фабрики, прибытие поезда на вокзал, детей, играющих в саду. Эти незамысловатые сценки, снятые на натуре, обладали невероятной притягательностью для публики, впервые увидевшей движущиеся изображения на большом экране.
Несмотря на то, что все ранние кинокартины были черно-белыми и длились не более минуты, они стали настоящим прорывом в области визуального искусства и развлечения. Известный иллюзионист Жорж Мельес, присутствовавший на премьере, был ошеломлен увиденным. Реалистичные сцены уличной жизни вызвали настоящий фурор и массу вопросов о том, как братьям Люмьер удалось достичь такого эффекта.
Первый хоррор
«Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (L’Arrivée d’un train en gare de la Ciotat) – знаменитейшая работа братьев, известная даже тем, кто не знаком с их другими фильмами. В отличие от, например, «Политого поливальщика», сюжета здесь нет. Зритель видит толпу людей (в основном, родственников Люмьеров), ожидающих поезд на платформе вокзала Вильфранш-сюр-Мер. Медленно приближающийся состав воспринимался как олицетворение неумолимого технологического прогресса и злого рока. Фильм часто называют первым в истории хоррором: легенда гласит, что зрители в ужасе убегали с первых показов. «Прибытие поезда» сильно впечатлило и юного Альфреда Хичкока, став прообразом тревожных образов в его фильмах.

Наследие братьев Люмьер
В 1896 году братья Люмьер открыли кинотеатры Cinématographe в Лондоне, Брюсселе и Нью-Йорке. Публике было представлено более 40 короткометражных фильмов, запечатлевших повседневную жизнь французов: ребенка у аквариума, кормление младенца, кузнеца за работой, марширующих солдат. Эти кадры, снятые для Французского фотографического общества, стали первыми кинохрониками, а фильм о пожарной службе Лиона – первым документальным фильмом в истории.
Изобретение братьев Люмьер произвело революцию в сфере развлечений и искусства. Синематограф стал отправной точкой для развития всей киноиндустрии. Он вдохновил многих пионеров кино, таких как Жорж Мельес, который начал экспериментировать со спецэффектами и сюжетными фильмами. Появление звукового кино, цветного кино, широкоформатного кино – все это стало возможным благодаря фундаментальному открытию братьев Люмьер.
Синематограф проложил путь от коротких документальных зарисовок до современных блокбастеров с потрясающими визуальными эффектами. И хотя технологии кинопроизводства ушли далеко вперед, мы всегда будем помнить братьев Люмьер как тех, кто подарил миру волшебство движущихся изображений.