Высшая награда за кулинарное мастерство: когда появились звезды Мишлен и при чем тут шины

Даже далекие от гастрономической культуры люди прекрасно слышали про мишленовские звезды — знаки отличия, которые присуждают ресторанам за высокие кулинарные стандарты. Все потому, что они нередко упоминались в различных сериалах, фильмах, книгах и даже мультфильмах (помните мультик про крысенка Реми, руководившего на кухне премиального ресторана «Гюсто»?). Но как появились эти звезды и кому первыми достались столь престижные награды? А есть ли в России ее обладатели? Разбираемся в этой статье.
Екатерина Николаева
Екатерина Николаева
Редактор сайта TechInsider.ru
Высшая награда за кулинарное мастерство: когда появились звезды Мишлен и при чем тут шины
Unsplash

Как бы странно это ни звучало, но история звезд Мишлен никак не связана с кулинарией. Все началось с автомобильных покрышек: в 1889 году братья Андре и Эдуард Мишлен основали во французском городке Клермон-Ферран компанию по производству шин — сначала велосипедных, а впоследствии и автомобильных.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На логотипе ее оказалась знаменитая по сей день человекоподобная фигура, сложенная из белых шин (до 1912 года шины были именно такого цвета, пока производители не начали добавлять в них технический углерод в качестве консерванта), — персонаж по имени Бибендум, что в переводе с латыни означает «тот, кто пьет».

Первоначально Мистер Мишлен был совсем не милым...
widget-interest

Художники делали его образ устрашающим, он выглядел как мумия, а иногда представал в образе гладиатора или кикбоксера. На то была одна причина: изначально братья-предприниматели выкупили персонажа у одного французского художника, рекламный плакат, который был изготовлен им по заказу пивовара из Германии. Заказчик почему-то от работы отказался, а Андре и Эдуард Мишлен решили, что рисунок должен жить.

На нем были изображены мумиподобные люди, один из которых, расположенный по центру, держит в руке бокал и произносит фразу Nunc est bibendum (лат. «Теперь время выпить!»). Предприниматели попросили автора немного перерисовать персонажей, чтобы их тела были похожи на стопки шип, а бокал в руке главного героя наполнить гвоздями и битым стеклом.

Дело братьев Мишлен отнюдь не сразу пошло в гору. Вождение автомобилей тогда было чем-то новым для народа, во всей стране насчитывалось менее 3000 автомобилей. Однако предприниматели понимали, что тенденция на управление машиной сохранится надолго, и стали думать, как стимулировать интерес к поездкам, чтобы как можно больше людей покупали машины и, соответственно, шины. Здесь их маркетинговой жилке следует поаплодировать.

Отметим сразу: предпринимательской жилке и креативности братьев Мишлен стоит поаплодировать!
Братья Мишлен
Guide Michelin
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как шины превратились в звезды

Спустя год после основания компании предприниматели выпустили большой путеводитель для автомобилистов, который содержал массу полезной информации: где поесть, где поспать, где найти заправку, где починить машину и так далее. Гид, вышедший в 35 000 экземплярах, раздавали бесплатно на различных выставках и в автосалонах.

По мере роста компании рос и путеводитель. Его начали создавать не только для Франции, но и для всей Европы. Несмотря на это, книжечка все так же раздавалась задаром, только в 1920 году братья Мишлен установили ему цену — 7 франков. Просто тогда Андре зашел в гараж и увидел, что несколько экземпляров гида используются в качестве опоры для верстака.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Guide Michelin

Со временем анализ пользовательского опыта показал, что внимание читателей в основном сосредотачивается на разделе о ресторанах, и к началу 1920-х годов он стал настолько популярным, что компания начала нанимать анонимных инспекторов для посещения ресторанов и составления отзывов о них.

В 1926 году в гиде была введена система звезды Мишлен: рядом с названием заведений, кухня которых особенно понравилась инспекторам, ставили звездочку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

От одной звезды до целых созвездий

В 1931 году система оценки ресторанов обрела знакомый нам вид:

⭐ — очень хороший ресторан в своей категории;

⭐⭐ — превосходная кухня, стоящая того, чтобы сделать крюк;

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

⭐⭐⭐ — исключительная кухня, стоящая отдельного путешествия.

Такой подход подчеркивал новую философию Michelin: гастрономия — часть автомобильных путешествий.

Одним из первых ресторанов, получивших высшую оценку ⭐⭐⭐, стал La Pyramide во Вьене (Франция) в 1933 году, где шефом был легендарный Фернан Пойнт. Его кухня задавала стандарты фрацузской гастрономии того времени.

Первые «звездные» рестораны были исключительно французскими — в принципе, ничего удивительного, учитывая происхождение гида.

Кстати, многие из ресторанов, которые в числе первых были удостоены звезд «Мишлен», работают до сих. Например, Pavillon Ledoyen, расположенном в восточной части Елисейских полей. Заведение было открыто в 1840-х годах, получило три звезды в 1933-м и по сей день считается местом с самой изычканной кухней в мире. По соседству с ним расположены еще два мишленовских ресторана: Alléno Paris (три звезды) и L’Abysse (две звезды).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ведь если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно...

Сегодня получение даже одной звезды Мишлен способно изменить судьбу ресторана: привлечь гостей со всего мира, повысить доходы и статус шеф-повара. Но и лишение звезды — огромный удар по репутации.

Система Мишлен поддерживает строгую анонимность и высокие стандарты: инспекторы (которые, как правило, являются ветеранами индустрии, хорошо разбирающимися в еде и умеющими обращать внимание на детали) всегда остаются анонимными и сливаются с толпой, приходят без предупреждения, сами оплачивают счет и посещают заведение несколько раз, прежде чем принять решение: упоминать ли его в гиде, давать ли звезды и, если да, то сколько.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Критерии оценки одинаковы для всех ресторанов: основное внимание уделяется качеству ингредиентов, технике приготовления и, самое главное, вкусу. Интерьер и атмосфера заведений не оцениваются — это не в компетенции инспектора.

В России тоже есть рестораны, удостоенные высшей награды и упомянутые в гиде Мишлен за 2022 год. Все они находятся в Москве:

  • Twins Garden (две звезды);
  • Artest (две звезды);
  • Selfie (это и далее — по одной звезде);
  • White Rabbit;
  • «Сахалин»;
  • Grand Cru;
  • Biologie;
  • Savva;
  • «Белуга»;
  • Björn.

С 2022 года Michelin приостановила свою работу в России. С момента первой публикации по всему миру было продано более 30 миллионов экземпляров Красного гида Мишлен, на сегодняшний день в нем упомянуты более 40 000 заведений из 25 стран на четырех континентах.