Мишель Филпотс уже более тридцати лет страдает редкой формой антероградной амнезии — ее мозг не способен создавать новые воспоминания. И теперь она каждый день просыпается с осознанием, будто на дворе 1994 год.
Женщина, которая всегда живет в 1994-м: история Мишель Филпотс, страдающей редкой формой амнезии

Две страшные аварии
Когда Мишель было 22 года, она попала в аварию на мотоцикле, а спустя пять лет, в 1990 году, — еще в одну, теперь автомобильную. В результате этих двух происшествий у нее был сильно поврежден мозг (две черепно-мозговые травмы) и развилась эпилепсия. С тех пор ее состояние только ухудшалось.
Еще три года после последней аварии женщина пыталась жить свою обычную жизнь, но затем ее рассеянность начала набирать все большие обороты. В юридической фирме, где работала Мишель, заметили, что она по нескольку раз на день копирует один и тот же документ, каждый раз забывая, что уже это делала.
После осмотра врачей стало понятно: травмы, полученные в результате двух аварий, нанесли серьезный ущерб ее здоровью.

«День сурка»
В один момент, в 1994 году, мозг Мишель вообще перестал формировать новые воспоминания. И теперь за ее память отвечает не она, а супруг.
Пара расписалась в 1997 году, но познакомились влюбленные еще до того, как Мишель потеряла память. По словам Иэна, Мишель «в целом знает», что они женаты, но не помнит саму свадьбу.

Реабилитологи помогли разработать для Мишель систему, благодаря которой она может узнавать базовые факты о ее жизни: во-первых, каждое утро краткую сводку ее жизни за последние несколько лет приводит муж, а во-вторых, по всему ее дому развешаны стикеры с фактами, которые она просто обязана помнить.
В 2005 году врачи настояли на проведении операции: множество клеток головного мозга Филпотс были повреждены и требовали срочного удаления. Это помогло ей избавиться от эпилептических припадков, но вернуть память оказалось уже невозможным.
Впрочем, по словам самой Мишель, она научилась жить именно так и даже искать в этом плюсы: «Я никогда не устаю от развлекательных телешоу. Каждый раз, когда я пересматриваю серии, смеюсь как в первый. Собственно, каждый просмотр для меня и есть первый...» В конце концов ей просто пришлось смириться с тем, что ее жизнь больше не будет такой, как раньше. Вернуться к прежней работе ей, конечно, не удалось, но она стала помогать другим людям с ограниченными возможностями, устроившись волонтером и подрабатывая три дня в неделю.
Что поразительно в состоянии Мишель, так это то, что она может спокойно заниматься повседневными делами: складно разговаривать, готовить и даже водить машину. С последним, правда, порой возникают трудности: несмотря на то, что Мишель всю жизнь прожила в Сполдинге (Великобритания), ей приходится из раза в раз пользоваться навигатором, а иногда на конечной точке сидеть и вспоминать, зачем она вообще туда приехала.