В 1970-х годах прошлого века Советский Союз всеми способами старался найти пути модернизации уже имеющихся технологий. Японская компания Sony казалась идеальным партнером — ее передовые разработки в области электроники не могли не соблазнять своим качеством.
Равнодушные сотрудники и старые технологии: за что Sony не полюбил СССР

Чтобы зародить сотрудничество, советские политики пригласили основателя корпорации, Акио Морита, посетить Союз и устроили для него самый роскошный по тем меркам визит. При всех «ухаживаниях» впечатление от поездки у Морита осталось очень неоднозначным — он запомнил равнодушных рабочих, не современные заводы и заявил, что СССР отстает в технологическом развитии от других передовых стран на 8-10 лет.

Роскошный прием Акио Морита в СССР
Морита приехал в Москву вместе со своей супругой. В столице их встретили наилучшим образом — пригнали правительственный автомобиль, который подъехал прямо к трапу самолета, обеспечили беспрерывным сопровождением переводчиков и пропустили на таможне без лишних вопросов. Несмотря на попытки учесть все детали, бытовые условия показались японцам весьма примитивными, а еда, которой питались советские рабочие, непривычной для заграничных гостей.
Однако ключевые недопонимания произошли не в бытовых вопросах, а во время поездок на производства. Делегацию Акио Морита и его жены сопровождал заместитель председателя Госкомитета по науке и технике Джермен Гвишиани. Мужчина должен был продемонстрировать гостям лучшие достижения советской электроники, однако все его старания оказались напрасными — Морита и его жену демонстрируемое не удивило.
Кроме того, основателя корпорации удивили примитивные инструменты, устаревшие методы работы и полное отсутствие заинтересованности работников в качестве выпускаемой продукции. У всего это была одна главная причина — отсутствие конкуренции и, как следствие, мотивации для инноваций.

Почему сотрудничество Sony и СССР не состоялось
Владелец Sony не скрывал свои впечатления от поездки. Однако Джермен Гвишиани продолжал делать свою работу и рассказал Мориту о предложении Союза. Заключалось оно в следующем: работа в стабильной экономике, низкие зарплаты и гарантированная рабочая сила.
Вот только Акио оставался при своем мнении. Его не интересовала дешевая рабочая сила — он хотел, чтобы работники были заинтересованы в прогрессе и качестве, а не трудились просто как живые машины. Мужчина утверждал, что в Японии уделяют внимание каждой детали, а в СССР этому мешает коммунистическая идеология.
Японский гость был удивлен, что в стране с такой богатой культурой люди не смогли сделать телевизор не то чтобы технологичным, а хотя бы эстетичным.
В результате Sony отказалась передавать СССР лицензии на ключевые технологии, опасаясь за собственную репутацию. Все усилия советских властей оказались безуспешными, а все, на что согласился Морита, — это продавать в Союзе продукцию корпорации.