Последствия, с которыми столкнулась наука из-за репрессий светлых умов, ощущаются до сих пор. И хотя наши предки все же смогли наверстать упущенное и совершить массу открытий, мы никогда не узнаем, каким бы мог быть технический прогресс, если бы ученых в начале XX века не лишили возможности свободно заниматься своим делом.
Репрессированные умы: ученые, которые пострадали в годы «красного террора»

Евгений Успенский
В 1937 году микробиолог, основатель кафедры микробиологии Московского университета и создатель школы микробиологов Евгений Успенский был осужден по искусственно «сшитому» делу «о контрреволюционной шпионской организации микробиологов и работников водоснабжения».

Ученому и педагогу предъявили обвинение в отравлении водопровода города Москвы. Успенский предсказывал возможность ухудшения качества воды при строительстве водохранилищ и планировал «настроить» процесс очистки воды естественным путем — с помощью водорослей. Однако сделать это мужчина не успел — 4 октября 1938 года Евгения Успенского расстреляли.
Степан Рудницкий
Известный ученый-географ Степан Рудницкий переехал в Вену, после чего перебрался в Прагу, когда в России отгремела Октябрьская революция. За границей мужчина работал в университетах, а затем вернулся в СССР. На родине он основал и возглавил Институт географии и картографии.
Первое время Степан Рудницкий сидел в тюрьме и параллельно продолжал работать, однако все написанные им труды были конфискованы. После — Рудницкого приговорили в пяти годам концлагеря, отбыв которые в Соловках, он был расстрелян в 1937 году.

Виктор Глушков
Виктор Глушков родился в Алма-Ате, в юности переехал в Петербург, поступив в институт инженеров путей сообщения. В 1913 году мужчина возглавил организацию Гидрометрической части Европейской России, а затем был одним из тех, кто принимал непосредственное участие в появлении первого комплексного гидрологического института. Затем Глушков возглавлял заведение с 1922 года.
За свою работу Виктор был награжден большим количеством наград. Однако в декабре 1936 года его история оборвалась. В тот момент он был директором Государственного гидрологического института, а также руководил работами по водному кадастру СССР. Получив путевку в санаторий в Кисловодске, Глушков поехал отдыхать, не зная, что прямо с курорта его отправят в тюрьму за «подрыв государственной промышленности в составе "организованной террористической группы". В результате Виктора Глушкова расстреляли 23 мая 1937 года, однако семье об этом не сказали — о факте расстрела родственники погибшего узнали только в 1956 году, когда тот уже был реабилитирован.
Дмитрий Плетнев
В 1937 году читатели журнала «Клиническая медицина», открыв первую страницу издания, были крайне удивлены — редактор журнала Дмитрий Плетнев был внезапно заменен на другого человека. Все случилось из-за задержания мужчины, во время которого он под пытками признался в «причастности к отравлению Максима Горького».
За свою карьеру Плетнев изучал функции сердца и печени, разрабатывал рентгенологические методы исследования и выпускал одно из первых клинических руководств по рентгенологии. Кроме того, ученый был председателем первого в России съезда рентгенологов и радиологов.
Владимир Игнатовский
Владимир Игнатовский — великий отечественный ученый, который работал в области оптической техники и теоретической оптики. После учебы в Санкт-Петербурге он продолжил получать знания и работать за границей. В 1917 году приехал в Россию для руководства оптическим заводом Российского общества оптического и механического производства в Петрограде. Более 20 лет под руководством Игнатовского, доктора физико-математических наук и члена-корреспондента академии наук СССР, в Обществе говорили молодых сотрудников.

Однако в 1942 году мужчину арестовали и обвинили в «шпионско-вредительской деятельности». 13 января военный трибунал Ленинградского Фронта приговорил ученого и его жену к расстрелу. Игнатовский проходил по сфальсифицированному зимой 1941 года делу, по которому также были арестованы многие профессора и преподаватели.