Эмма Лазарус: поэтесса, чьи строки высечены на постаменте статуи Свободы

Эмма Лазарус была известной еврейско-американской писательницей и поэтессой. Однако главным стихотворением ее жизни стало произведение «Новый колос», увековеченное на статуе Свободы.
Виктория Кораблева
Виктория Кораблева
Редактор сайта TechInsider.ru
Эмма Лазарус: поэтесса, чьи строки высечены на постаменте статуи Свободы
Unsplash
И хотя на ее творчество в большой степени повлияло ее еврейское происхождение, в главном стихотворении ее жизни был воплощен дух американской свободы.

Несмотря на то, что Эмма Лазарус родилась в Нью-Йорке в 1849 году, она была потомком евреев-сефардов. Семья была привилегированной, поэтому девочка могла получать частные уроки по целому ряду предметов: от арифметики до мифологии и итальянского языка, но самой сильной чертой будущей поэтессы было самостоятельное писательство. Таланты ребенка с детства поощряли ее родители.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Начало писательского пути Эммы Лазарус

В 1866 году, когда Эмме Лазарус было 17 лет, она опубликовала свою первую книгу «Сочинения и переводы», которая состояла из 207 статей. Издание произведения финансировал ее отец — именно ему Эмма и посвятила свою первую книгу.

Эмма Лазарус
Эмма Лазарус
Wikimedia Commons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1866 году Лазарус отправила один из экземпляров американскому эссеисту Эмерсону. Писатель заинтересовался талантом девушке и стал ее наставником. Со временем Эмма начала публиковаться в журналах, например, Lippincott's и Scribner's. В 1871 году девушка опубликовала свою вторую книгу «Адмет и другие стихотворения» и посвятила ее Эмерсону — произведение получило широкое признание критиков и публики.

Также девушка писала пьесы, романы, занималась переводческой деятельностью. К 1882 году более 50 ее стихотворений и переводов появились в популярных изданиях.

Помимо поэзии, Лазарус также занималась активизмом — писала эссе, в которых критиковала антисемитизм, ксенофобию и неравенство. Еще девушка работала в бюро по «Общества помощи еврейским эмигрантам», помогая еврейским беженцам в изучении английского языка и обеспечении их работой и жильем. Позже она основала свой собственный фонд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Серия ее статей, опубликованная в популярном издании Century, стала одной из первых публикаций выдающихся литераторов, которые красноречиво выразили критику и сопротивление антисемитизму всех видов. Позже она также выпустила серию «Послания к евреям» и опубликовала ее в популярном журнале The American Hebrew.

Книга Эммы «Песни семита: танец смерти и другие стихотворения», изданная в 1882 году и считающаяся одним из лучших произведений в ее карьере, содержит стихи на еврейскую тематику и пьесу из пяти частей, в которой рассказывается о дискриминации немецких евреев во время эпидемии чумы 1300-х годов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Соннет «Новый Колосс»

Несмотря на ее усиленную работу по защите евреев в Америке и во всем мире, в историю Эмма Лазарус все же вошла как автор сонета «Новый колосс», строки которого выгравированы у подножия Статуи Свободы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В конце 1870-х годов французы подарили Статую Свободы США, спроектированную Федериком Огюстом», в знак празднования свободы и отмены рабства — стремления, которого американцы теоретически достигли, а французам еще предстояло достичь на всех своих территориях.

Деньги на возведение статуи собирались как во Франции, так и в США. В Америке для этих целей был проведен аукцион произведений искусства, в котором участвовала в том числе Эмма Лазарус. Делала она это, правда, не по своему желанию — участвовать в истории ее призвал драматург Констанс Кэри Харрисон, которая собирала художников для участия в выставке.

Сонет, который представила для аукциона Эмма, назывался «Новый колосс». Это был своеобразным упреком Колоссу Родосскому, статуе мужчины, воздвигнутой в III веке до нашей эры.
Оригинальная рукопись произведения Эммы Лазарус «Новый колосс»
Оригинальная рукопись произведения Эммы Лазарус «Новый колосс»
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ее стихотворении леди Либерти предстает как новый американский Колосс, олицетворяя материнскую силу и равенство. Это стихотворение остается одним из самых узнаваемых на сегодняшний день.

Кампания по сбору средств для Статуи Свободы увенчалась успехом и за несколько месяцев собрала 100 000 долларов ( почти 2 миллиона долларов по современному курсу).

По иронии судьбы, сонет Эммы Лазарус был быстро забыт после того, как усилия по сбору средств были завершены. Женщина так и не узнала о своем наследии, скончавшись от болезни 19 ноября 1887 года в возрасте 38 лет.

«Воскрешено» стихотворение было только в 1901 году, когда близкая подруга Лазарус Джорджина Шайлер заново открыла для себя эту работу. В честь покойной поэтессы Шайлер организовала мероприятие по увековечиванию памяти этого произведения, и два года спустя «Новый Колосс» был высечен на мемориальной доске у подножия Статуи Свободы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Новый Колосс»
«Новый Колосс»
National Park Service

Наследие поэмы Эммы Лазарус

Изначально не предполагалось, что сонет «Новый Колосс» будет частью статуи, поэтому для многих этот факт был удивительным. Эмма Лазарус никогда не видела статую Свободу и, когда писала это произведение, совершенно не думала о том, что под подарком США французы подразумевают символ республиканства и конца рабства.

Иммиграционная политика долгое время вызывала разногласия в США и продолжает оставаться предметом споров. Современные политики по-своему перевирают смысл слов, которые женщина закладывала в свою работу и по-разному их интерпретируют, Однако, независимо от того, как слова Эммы Лазарус оказались на статуе Свободы или как, по мнению партийных организаций, эти слова следует объяснять, обещание Статуи Свободы о защите и равенстве и громкие строки Эммы Лазарус являются неотъемлемой частью истории Америки.