На тот момент театр «Ирокез» был новым культурным заведением, открывшимся всего пять недель назад. Когда охваченные паникой люди побежали к выходам, толпа создала смертельную давку. Многие люди были затоптаны насмерть, а те, кому удалось добраться до выходных дверей, обнаружили, что некоторые из них заперты. В результате трагедии погибло около 600 человек, а до 11 сентября 2011 года пожар в театре «Ирокез» был самой страшной катастрофой в истории США.
Пожар в театре «Ирокез»: трагедия 1903 года в Чикаго, унесшая жизни 600 человек

С чего началась трагедия в театре «Ирокез»
Пожар в театре начался примерно в 3 часа дня по местному времени 30 декабря 1903 года. В тот предновогодний день театр был переполнен — около 2000 человек пришли посмотреть музыкальную комедию «Мистер Синяя борода», среди них было много детей.
За несколько минут до трагедии начался второй акт спектакля. Актеры вышли на сцену, начали играть свои роли и заметили, что искры осветительного прибора стали падать на занавес. Вскоре полотно загорелось, но ни работник сцены, ни штатный пожарный не смогли потушить огонь. Из-за этого пламя стало быстро распространяться.

Актер Эдди Фой, который на тот момент ждал своего выхода на сцену в гримерке, почувствовал запах, выбежал к зрителям и попытался удержать публику от паники, заверив людей, что все под контролем. И хотя часть публики слова Фоя успокоили, многие все же побежали в попытках выбраться из горящего здания. Пока актер говорил, вокруг него летели горящие обломки, а когда работники открыли заднюю дверь театра, чтобы спастись, обратный поток воздуха создал огромный огненный шар, который взорвался внутри.
Попытки спастись из театра «Ирокез»
Зрители, которые сидели на балконе, оказались в особой ловушке из-за металлических ворот, предназначенных для того, чтобы люди не могли пробраться на более хорошие места во время антракта. Кроме того, на некоторых пожарных лестницах верхнего этажа не было ступенек, которые доставали бы до земли. Даже световые люки на крыше были наглухо закрыты.
Но и те зрители, которым удалось добраться до открытых дверей, оказались в опасности — некоторые двери открывались внутрь или с помощью устройства, с которым большинство людей были незнакомы, что привело к ужасной давке у выходов. Часть зрителей умерли в отчаянных попытках перелезать друг через друга и спастись, а часть с верхних этажей разбивались насмерть, уклоняясь от пламени.

Остаться в живых удалось единицам. Например, Никки Макдональд, которая в тот день посещала театр в одиночку, смогла пробежать к сцене и обнаружить мужчину, который разбил окно. И хотя высота была небольшой — давка была такой сильной, что люди падали друг на друга. Позже Никки рассказала, что ее чуть не убил кто-то, кто приземлился на нее после того, как она сбежала.
Кроме того, выжить удалось одиннадцатилетней Элсон Барнс, которая сидела рядом с боковой лестницей. Ей повезло — девочка закричала, и незнакомый мужчина схватил ее за руки и вынес на улицу.
Почему пожар в театре «Ирокез» оказался таким смертоносным
Пожар продолжался всего 15 минут, но к моменту, когда прибыли пожарные, сотни людей уже погибли. Когда начальник пожарной охраны просунул голову в боковой выход и крикнул: «Здесь есть кто-нибудь живой?», в ответ не раздалось ни звука.
Из-за огромного числа жертв пожар в театре «Ирокез» стал самой масштабной строительной катастрофой в истории Америки. Такой статус трагедия носила до печальных событий 11 сентября, произошедших почти 100 лет спустя.

Пожар оказался настолько смертоносным из-за проблем с проектированием театра. Архитектор Бенджамин Маршалл хотел построить широкую лестницу — единственный вход в театр, — это создало давку во время эвакуации. И хотя в театре было около 30 выходов, ни один из них не был освещен фонарями, потому что владельцы театра не хотели, чтобы свет отвлекал зрителей от постановок.
Вместе с этим многие выходы были заперты, чтобы посторонние люди без билетов не могли проникнуть в театр, а пожарные лестницы на верхних этажах не были достроены. К тому же на тот момент в театре еще не было ни пожарной сигнализации, ни штатных работающих огнетушителей.
Однако после того, как все закончилось, владельцы обвинили в трагедии зрителей, заявив, что пожар оказался настолько трагичным из-за паники, которой поддались посетители. Они лицемерно отметили, что если бы посетители следовали указаниям, катастрофы можно было бы избежать.

Несмотря на эти слабые попытки оправдаться, суд присяжных предъявил обвинения владельцу «Ирокеза», бизнес-менеджеру и плотнику в непредумышленном убийстве большого числа человек. Вот только уголовные дела в конечном счете были закрыты без вынесения обвинительных приговоров.
Принято считать, что пожар в театре «Ирокез» оказал огромное влияние на правила противопожарной безопасности. Всего через несколько недель после трагедии по всей стране были обновлены строительные нормы и пожарные правила — это было направлено на предотвращение повторения подобной катастрофы.
Новые законы требовали, чтобы на всех знаках выхода горел красный свет, были установлены ограничения по количеству посетителей на один выход, а на аварийных выходах были установлены решетки, которые облегчали бы их открытие. Вот только для сотен мужчин, женщин и детей, погибших при пожаре в театре «Ирокез», эти перемены произошли слишком поздно.