Воздушное судно под номером 310 было одним из 12 американских самолетов Lockheed L-1011 TriStar, пополнивших авиапарк компании Eastern Air Lines в 1972 году, за несколько месяцев до происшествия. Самолет имел отличные характеристики: три мощных двигателя Rolls-Royce RB211 обеспечивали высокую надежность и экономичность полета, просторный салон мог вместить до 250 пассажиров, а современные системы навигации и управления позволяли экипажу уверенно чувствовать себя даже в сложных погодных условиях.
Как перегоревшая лампочка привела к гибели сотни людей: загадочная история рейса 401 авиакомпании Eastern Air Lines

Вот только во время производства этой серии самолетов британская компания Rolls Royce, принадлежавшая Lockheed и поставлявшая те самые двигатели, обанкротилась. Из-за финансовых трудностей проект пришел в упадок, система имела массу недостатков, хотя совсем несерьезных. Единственная проблема — самолетам требовалось постоянное техническое обслуживание, чтобы устранять эти неполадки.
Неисправность, обнаруженная на рейсе 401 авиакомпании Eastern Air Lines, как и в других случаях, была незначительной, но из-за ошибки членов экипажа обернулась катастрофой.
Взлет, автопилот и перегоревшая лампочка
До 29 декабря 1972 года самолет уже успел налетать 986 часов и совершить более 500 циклов взлет-посадка. Пилоты, выполнявшие рейс, отлично знали судно, да и в целом были опытными сотрудниками.
Капитаном на рейс 401 был назначен 55-летний Роберт Альбин Лофт, который за 32 года работы в Eastern Airlines в общей сложности налетал 29 700 часов. В состав экипажа также входили первый помощник 39-летний Альберт Джон Стокстил, 51-летний бортинженер Дональд Луис Репо и инженер Анджело Донадео, официально находившийся в отпуске, но сопровождавший экипаж в тот день.

На борту также находилась Адрианна Гамильтон, старшая бортпроводница 27-ми лет, которая возглавляла команду из десяти стюардесс. За 26 минут до вылета они приземлились в Международном аэропорту имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке (предыдущий рейс задержали). Да, времени оказалось в обрез, но, поскольку это были опытные сотрудницы, подготовка прошла быстро и организованно.
Собственно, ровно в 21:20 по североамериканскому восточному времени, как и было запланировано, самолет начал движение по ВПП и приготовился к взлету. Все шло гладко, ничего особенного не происходило на протяжении всего полета. В окно пилоты видели лишь ночное небо и изредка огни идущего впереди самолета DC-10, выполнявшего рейс 607 авиакомпании National Airlines. При приближении к Майами у него возникли небольшие проблемы с шасси — возможно, это было «знаком», что вот-вот что-то пойдет не так.
Спустя чуть больше двух часов, в 23:32, рейс 401 авиакомпании Eastern Air Lines начал готовиться к посадке. Все шасси были выпущены, прозвучал характерный гудеж, индикаторы на приборной панели зажглись... Но не все. Лампочка носового шасси осталась выключенной — это значит, что при посадке только на два шасси самолет может приземлиться «на брюхо», затем разломаться и, при самом плохом сценарии, взорваться.

Экипаж прекрасно осознавал этот риск, поэтому связался с «землей» и сообщил о необходимости сменить курс на эшелон ожидания над Эверглейдсом, пока проблема не будет решена.
Для решения проблемы сначала попробовали вновь поднять и опустить шасси. Лампочка опять снова не зажглась. Тогда капитан Лофт сначала приказал бортинженеру заменить лампочку, а после — проверить шасси. Индикатор заменили (но, как оказалось впоследствии, неправильно), а проверить шасси оказалось практически непосильным — слишком уж было темно. Капитан решил помочь бортинженеру, включил автопилот и отправился вместе с фонарем вниз.
Фонарь, правда, ситуацию не спас — все равно видимость отвратительная. Как вдруг второй пилот заявил: «Мы что-то сделали с высотой». Кто-то случайно отключил автопилот.
Катастрофа
Когда это заметили, было уже слишком поздно. Диспетчерская вышка попыталась связаться с рейсом 401: «Eastern, 401, я потерял вас на радаре. Какая у вас сейчас высота? Eastern 401, Майами». Ответа не последовало.
В 23:42 на вышку поступило радиосообщение: «Вышка Майами, это National 611, мы только что увидели мощный взрыв, похоже, где-то на западе. Я не знаю, что это значит, но подумал, что вам стоит знать».
Самолет L-1011 влетел в болотистую местность на скорости 367 км/ч. Сначала в воду упало левое крыло, затем и все остальное. Машина проскользила по воде, а затем и по земле примерно 500 метров и развалилась на части.

В результате крушения на месте погибли 99 человек, еще двое скончались в больнице. 75 выжили. Из-за разбрызгивания топлива возник пожар. На место тут же прибыла помощь: сначала два парня на аэроглиссерах, которые в момент вспышки просто охотились на лягушек неподалеку от болота, затем прилетели и спасательные вертолеты. Десятки людей были доставлены по воздуху в местные больницы, четырнадцать человек получили серьезные ожоги, а у семнадцати были лишь незначительные травмы, не требовавшие госпитализации.
В числе выживших были супруги Касадо. При столкновении с землей их малышку отбросило вперед, и она исчезла под обломками. Родители девочки искали ее на протяжении двадцати минут и каким-то чудом все-таки нашли среди разломленного железа.

Пассажир, сидевший на месте 14E, спустя время вспоминал, как сначала даже не подумал, что что-то пошло не так. А когда очнулся, увидел, что весь самолет ровно перед его рядом исчез.
Рон Инфантино выжил в катастрофе, но в ту ночь потерял самое ценное — его новоиспеченная жена утонула в том самом болоте. Тело Эвелин де Салазар было найдено пристегнутым к ее креслу — оно оторвалось и упало в нескольких метрах от кабины пилота. Пудель Тина выжила. Эд Ульрих и его невеста Сандра Берт спаслись и стали считать 29 декабря не только датой помолвки, но и вторым днем рождения.
После официального расследования Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) пришел к выводу, что причиной катастрофы стал человеческий фактор. Экипаж полностью сосредоточился на перегоревшей лампочке, проигнорировав контроль высоты. А что самое удивительное — самолет был абсолютно исправен, в том числе и злополучные шассы, вышла из строя лишь лампочка-индикатор. Поняли бы это пилоты раньше — сотня людей осталась бы жива.
После этой катастрофы были внесены значительные изменения в мировую авиационную практику. Так, появилось строгое правило «one head up», согласно которому как минимум один из пилотов должен всегда следить за управлением самолета, даже если он стоит на автопилоте. Кроме того, во многих авиакомпаниях теперь проводятся курсы по управлению ресурсами экипажа, призванные сделать решение проблем в кабине пилотов более упорядоченным, эффективным и безопасным.
Призраки рейса 401
На этом история могла бы закончиться, но вскоре о рейсе 401 заговорили иначе. Сотрудники Eastern Air Lines начали утверждать, что на борту аналогичных самолетов, куда установили уцелевшие детали разбившегося лайнера, появлялись призраки погибших пилотов.

Стюардессам мерещилось, будто капитан Лофт молча сидел в кабине пилота, смотрел на приборы, а затем резко испарялся. Механики утверждали, что в багажном отсеке неоднократно видели силуэт бортинженера Репо. А некоторые пассажиры говорили, что к ним подсаживался «дополнительный член экипажа», которого потом никто не находил в списке сотрудников.
Eastern Air Lines официально отрицала эти слухи, но мистические разговоры подкреплялись похожими заметками в газетах, позже о рейсе писали книги и снимали документальные фильмы. В 1991 году авиакомпания прекратила свою деятельность, так и не избавившись от клейма в виде призрачного рейса 401.