В отличие от Берген-Бельзена, Дахау или Бухенвальда, ужасы, происходившие в стенах Равенсбрюка, не были запечатлены профессиональными фотографами, которые сопровождали войска союзников в последние дни войны.
Жизнь в Равенсбрюке, единственном нацистском концентрационном лагере для женщин

Кого отправляли в Равенсбрюк
Сравнительно небольшое число женщин, оказавшихся в Равенсбрюке, были еврейками. Сохранившиеся записи свидетельствуют о том, что за годы существования лагеря (с мая 1939 по апрель 1945 года) евреями были только 26 000 из 130 000 заключенных.
Некоторые из попавших в стены концлагеря оказывали сопротивление нацистскому режиму — они были шпионками и мятежницами. Другие были учеными, которые открыто поддерживали социализм или высказывали другие мнения, которые гитлеровское правительство считало опасными. Цыгане, проститутки, арийские жены евреев и Свидетели Иеговы — представительницы этих групп также становились жительницами Равенсбрюка.

Какой была жизнь в лагере Равенсбрюк
Когда Равенсбрюк был построен по приказу Генриха Гиммлера в 1938 году, он сильно отличался от других концлагерей. Условия содержания в нем были хорошими, и некоторые заключенные, выходцы из бедных гетто, даже выражали удивление по поводу ухоженных газонов, скворечников с павлинами и цветочных клумб, обрамляющих большую площадь.
Но за красивым фасадом скрывалась страшная тайна, о которой Гиммлер был полностью осведомлен. Лагерь был построен слишком маленьким. Его максимальная вместимость составляла 6000 человек. Равенсбрюк преодолел этот рубеж всего за восемь месяцев, и, по некоторым оценкам, когда-то в лагере одновременно содержалось до 50 000 заключенных.
Бараки, рассчитанные на размещение 250 женщин, были заняты 2000 человек. Девушки спали по несколько человек на одной кровати, но многим не хватало места и на полу, а также одеял. Одновременно 500 женщин делили три туалета, у каждого из которых, конечно, не было дверей.

Результатом перенаселенности стали болезни и голод, которые усугублялись изнурительным физическим трудом. Женщины просыпались до 4:00 утра, чтобы строить дороги. Они проводили долгие смены, склонившись над электрическими компонентами ракет, а в продуваемых сквозняками, плохо освещенных залах шили униформу для заключенных и шинели для солдат. Они были освобождены от работы только по воскресеньям.
Медицинские эксперименты и женщины-охранники
Главная загадка Равенсбрюка — для чего вообще он был построен. В других лагерях содержались как женщины, так и мужчины, но немцам зачем-то понадобился отдельный, чисто женский лагерь.
Некоторые историки предполагают, что Равенсбрюк был создан отчасти как учебная площадка для женщин-тюремщиц. Женщины не могли служить в СС, но они могли выполнять вспомогательные функции — и на базе в Равенсбрюке тысячи женщин прошли подготовку для несения караульной службы в концентрационных лагерях по всей Германии.
Они были ничем не лучше своих коллег-мужчин. Некоторые говорили, что они были хуже, потому что успех в качестве охранников давал им редкую возможность получить статус и признание в условиях глубоко патриархального режима. Каждый шаг, который они делали вперед, был сделан за счет заключенных, за которыми они присматривали.
Они безжалостно наказывали непослушных заключенных, запирая их в одиночных камерах, избивая плетьми и иногда натравливая на них собак. Но это было не самое худшее, с чем сталкивались заключенные.

Медиков интересовала эффективность антибактериальных препаратов, известных как сульфаниламиды, при лечении инфекций на поле боя, особенно гангрены. С этой целью они заражали пациентов, делая глубокие надрезы на мышцах и костях, чтобы на осколках дерева и стекла остались смертоносные бактерии.
Врачей также интересовала возможность пересадки костей и регенерации нервов. Они проводили ампутации и принудительные трансплантации, убив при этом многих своих подопытных. Те из женщин, кому удалось выжить, получили необратимые травмы.
Врачи также практиковали методы стерилизации, уделяя особое внимание цыганским женщинам, которые согласились на операцию при условии, что их отпустят из Равенсбрюка. Как несложно догадаться — согласившихся на опыты обманули и оставили за решеткой.
Последние дни существования лагеря и освобождение Равенсбрюка
На протяжении большей части войны в лагере Равенсбрюк не было газовой камеры. Массовые казни были перенесены в другие лагеря, например, в расположенный неподалеку Освенцим.
Ситуация изменилась в 1944 году, когда Освенцим объявил, что достиг максимальной вместимости, и закрыл свои ворота для вновь прибывших. Поэтому Равенсбрюк построил свою собственную газовую камеру, наспех сооруженное сооружение, которое было немедленно использовано для казни 5000-6000 заключенных лагеря.

В конце концов, в Равенсбрюке погибло от 30 до 50 тысяч женщин. Они погибали от рук жестоких надсмотрщиков и врачей-экспериментаторов, замерзали и умирали от голода на холодных земляных полах и становились жертвами болезней.
В общей сложности, только 15 000 из 130 000 заключенных, прибывших в Равенсбрюк, дожили до освобождения. Выжившие женщины рассказали истории о своих погибших товарищах. Они вспоминали небольшие формы сопротивления и маленькие моменты радости, когда устраивали диверсии на ракетных установках или шили солдатскую форму, чтобы она была не износостойкой, проводили секретные занятия по языку и истории и обменивались историями и рецептами
Они исправляли записи и хранили секреты своих друзей — и даже выпускали подпольную газету, чтобы распространять информацию о вновь прибывших, новых опасностях или небольших поводах для новой надежды. Прах погибших в лагере в годы Второй мировой войны женщин теперь наполняет озеро Шведт, на берегах которого и стояло это жуткое учреждение.
