РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жюль Верн: Люди

Предсказания великого фантаста сбывались не всегда
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В номере Popular Mechanics за июнь 1904 года была опубликована статья, которая предсказывала, как в будущем будут использоваться подводные лодки. Ее автором был Жюль Верн. Его знали и любили как автора футуристических приключенческих романов. Они были наполнены техническими деталями, благодаря которым все описанное казалось возможным. Он также написал роман «Двадцать тысяч лье под водой», который вышел в 1870 году, но не утратил интереса читателей и сегодня. В книге описывалось механическое чудо — подлодка сигаровидной формы «Наутилус», которая бороздила просторы подводного мира под командованием загадочного капитана Немо. В воображении Верна подводная лодка служила удобным домом, исследовательской лабораторией и смертоносной боевой машиной одновременно. И поскольку многие его книги точно предсказывали технические разработки, не удивительно, что журнал обратился к нему с просьбой написать статью «Будущее подводной лодки».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В начале XX века публика проявляла огромный интерес к подводным судам. И пусть тогдашние подлодки-торпедоносцы сильно уступали современным, в конце 1890-х они представляли, тем не менее, серьезную опасность для надводных судов. К 1900 году военно-морские силы многих государств стали обзаводиться ими.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К моменту появления в журнале статьи Верна такие лодки уже вовсю сражались в Русско-японской войне. А англичане разработали громоздкие, но довольно эффективные контрмеры — фактически, просто утяжеленные сети, которые свешивали с гиков вокруг корабля. Такие сети могли перехватить достаточно слабые торпеды тех времен.

В своей статье Верн предсказал, что подлодки станут исключительно инструментом ведения войны. Он писал, что не верит, что в будущем подводные суда будут использованы для перевозки пассажиров в Америку или Австралию по дну океана.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Он отвергал идею подводного океанского лайнера по нескольким причинам. Среди них были сложности с запасом воздуха для большого числа пассажиров, выработка достаточного количества электричества и сложность в постройке судна, способного выдержать давление на значительной глубине.

Несмотря на то, что писатель считал подводные лодки исключительно военными машинами, он все же надеялся, что лодки положат конец войне. Он писал, что флоты станут бесполезными и с развитием другого оружия войны станут невозможными.

К моменту, когда Верн замыслил «Наутилус», было предпринято уже как минимум 25 успешных попыток постройки подводных лодок. Писателя вдохновила французская лодка Le Plongeur, самая большая субмарина, построенная до начала XX века. Также влияние на него оказал американский изобретатель Роберт Фултон, который назвал свою лодку — угадали! — «Наутилус».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Предсказания Верна казались точными для своего времени. Сегодня легко видеть, где он был прав, а где немного ошибся.

Верн писал: «В будущем лодки будут меньше, чем сегодня, и управлять ими будут один-два человека». Также что «субмарины смогут с научной точностью направлять торпеды под самые большие корабли и взрывать их».

А что про контрмеры будущего? На этом вопросе споткнулось даже великое воображение писателя: «В тайны моря трудно проникнуть, и я не вижу способов, как надводные суда смогли бы находить следы своих маленьких подводных врагов».

Как и большинство современников Верна, он не предвидел развития радаров и других средств обнаружения. Не предвидел он и последующего развития атомной энергетики, которая дала подлодкам возможность плавать как угодно далеко и долго. Правда, Верн намекнул на новый вид энергии. Как сказал капитан Немо, «мое электричество — не как у всех». Не таким, как у всех, было и электричество у первой американской подлодки — «Наутилуса».

alexku09
alexku09 27 Мая 2009, 17:05
Писатель-фантаст не предсказатель будущего. Он просто описывает будущее таким, каким хочет его видеть. Часто фантаст просто переносит место действие в будущее, так как это позволяет ему полнее раскрыть тему или, чтобы создатьусловия для развития идеи.
lyberci
lyberci 27 Марта 2009, 22:03
Кстати пионером противоподводной войны был наш соотечественник адмирал Макаров,участник первой мировой войны.До этого времени про подводные лодки во флоте мало что было известно и как это не парадоксально многие капитаны даже не верили в их существование,считали байками или обычными военными страшилками.Макров первым написалинструкцию,дословно я её не помню,но смысл примерно таков-При встрече с пл(подводная лодка),следует опасаться носовой части,так как это самая опасная часть пл.При встрече с пл её по видимому нужно топить(это серьезно так там было написано)),по возможности попытаться зацепить за перископ канат и не дать ей погрузиться на глубину.Так же использовать сети,для запутывания винтов и пл потеряет ход.Это самая рацианальная инструкция на те времена, у Англичан вообще доходило до маразма,например обучать чаек,что бы они искали перескопы вражеских пл(так как они блестят на солнце),или обучать специально обученных сильных пловцов,что бы они ныряли с кирками в руках и на глубине пробивали корпус пл.Ни чего тут удивительного нет,если учесть еще и то,что в то время,даже само командование и создатели лодок не знали их боевой потенциал,тактику боя,и их рациональное применение.
Загрузка статьи...