РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гнев Нептуна: Ядерная «Булава»

Межконтинентальная ракета подводного базирования «Булава» (Р-30) настолько секретна, что неясно, сколько она несет боеголовок и вообще – не является ли она чем-то большим, чем просто баллистическая ракета.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разработку «Булавы» ведет небезызвестный Московский Институт Теплотехники, сотрудники которого могут гордиться созданием межконтинентальных ракет «Тополь» (1988 г.) и «Тополь-М» (1997 г.). Именно этим соображением, видимо, руководствовалось командование российского ВМФ, передавая задание разработку в МИТ: унификация отдельных блоков ракет «Тополь-М» и «Булава» облегчат и эксплуатацию, и производство. К примеру, производить их серийно планируется на том же Воткинском заводе, где производят уже «Тополь-М». В этом году исполнилось 10 лет, как в МИТ группа конструктора Юрия Соломонова ведет работы над трехступенчатой «Булавой».

Три ступени

«Булава» — одна из самых легких ракет в своем классе, ее стартовая масса составляет 36,8 т при дальности стрельбы до 8 тыс. км. Ракета имеет три ступени, первая массой 18,6 т и длиной 3,8 м (об остальных ступенях сведения не сообщаются). Две первые ступени оснащены маршевыми ракетными двигателями на твердом топливе. Такая конструкция чрезвычайно проста и легка в эксплуатации, время подготовки к пуску минимально (поэтому сегодня в большинстве военных ракет твердотопливные двигатели вытесняют жидкостные).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эти две ступени позволяют быстро преодолеть две самых опасных для ракеты фазы полета — начальную и активную — когда максимально задействованы ее двигатели, и она легко заметна для многочисленных средств обнаружения. Кроме того, тот факт, что она создается для старта из наклонного положения, позволяет запускать ракету с подводной лодки прямо на ходу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Третья ступень имеет ракетный двигатель на жидком топливе. По сравнению со своими твердотопливными собратьями, такой вариант намного более сложен и дорог в эксплуатации и производстве, опаснее при транспортировке. С другой стороны, это обеспечивает некоторые очень важные вещи: высокую тягу и возможность ее изменять, многократно включать и выключать двигатель, а значит — высокую скорость и возможность маневрирования на заключительном этапе полета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Боеголовки

Забрасываемый вес составляет 1150 кг при заявленном числе в шесть боеголовок. Впрочем, некоторые эксперты сомневаются в этой официальной цифре и считают, что каждая «Булава» может нести до 8-ми, а то и 10-ти боеголовок (а может, наоборот, меньше). В любом случае, главное, все-таки, не число боеголовок, а их способность преодолевать системы противоракетной обороны противника. И здесь разработчики «Булавы» готовы предложить нечто новое.

Каждая из боеголовок способна к независимому наведению. Каждая из них способна быстро маневрировать и по курсу, и по высоте, двигаясь с гиперзвуковой скорости. Многие российские эксперты считают, что это позволяет причислить «Булаву» к новому типу ракет — «квазибаллистическому».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Действительно, традиционная баллистическая ракета совершает большую часть полета неуправляемо, по баллистической траектории (как камень, брошенный в противника). В противоположность им, современные крылатые ракеты несут собственную систему наведения и воздушно-реактивный двигатель (использующий в качестве окислителя кислород воздуха), и как следствие — способны к маневрированию. Это существенно затрудняет их нейтрализацию, хотя и замедляет скорость движения (поначалу их даже называли «самолет-снаряд»). Ну а «Булава», на разных этапах полета соединяющая «стили» баллистической и крылатой ракет, выходит, относится к совершенно уникальному типу, среднему между тем и другим. Квазибаллистическому.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пуски: удачные и не очень

Макет ракеты, имитирующий ее габариты и массу, был испытан в 2004 г. Успешное «выбрасывание» макета из подводного положения подтвердило принципиальную возможность использования проекта для запуска с подводных лодок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Успешным оказался и первый запуск самой ракеты, состоявшийся годом позже. Стартовав из Белого моря (с подводной лодки «Дмитрий Донской», находящейся в надводном положении), ракета за 14 минут преодолела 5,5 тыс. км, и ее имитационные «боеголовки» поразили цели на Камчатке. Второй испытательный запуск был проведен в декабре 2005 г., также из Белого моря по камчатскому полигону Кура, но из подводного положения, — и тоже оказался успешным. Однако дальше разработчиков стали преследовать неудачи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После третьего старта в сентябре 2006 г. ракета упала в море. После четвертого (месяцем позже) — отклонилась от курса и самоликвидировалась. Затем инженеры вернулись к отработке запуска из надводного положения — и в декабре 2006 г. вскоре после старта ракета самоликвидировалась из-за отказа двигателя 3-й ступени. Шестой испытательный запуск (лето 2007 г.) можно признать удачным лишь частично: третья боеголовка не поразила цель. Седьмой (ноябрь того же года) снова оказался безуспешным. Наконец, последнее испытание состоялось в сентябре этого года, когда из подводного положения «Булава», наконец, долетела до Камчатки — правда, со «средним успехом». Вся активная часть полетной траектории прошла без проблем, головная часть тоже отделилась благополучно, но разделения боеголовок уже не произошло. Пока что это все, на что способна имеющаяся «Булава».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем, кто успел расстроиться от этих цифр, стоит успокоиться: подобное не редкость в ракетной разработке. Непосредственная предшественница «Булавы», баллистическая ракета РСМ-52, устанавливавшаяся на подводные крейсера проекта 941 «Акула» и принятая на вооружение в 1984 г., тоже испытывалась «с трудом». Дело доходило до 6 подряд неудачных пусков — но в итоге получилась одна из надежнейших ракет.

Считается, что для окончательного доведения «Булавы» до ума будет достаточно 12−14 запусков. По плану, история эта должна закончиться в будущем году, когда ракету планируется, наконец, принять на вооружение. К 2012 г., в составе российского ВМФ должно быть несколько вооруженных ей ракетоносцев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С «Булавой» в зубах

Ракета унифицирована для установки на модернизированных подводных крейсерах проекта 941 «Акула», однако на сегодня из 6 построенных подлодок этого типа лишь «Дмитрий Донской» остается на плаву, еще 3 утилизированы и 2 («Архангельск» и «Северсталь») выведены в резерв и, возможно, снова будут в строю после модернизации. Именно «Дмитрий Донской», после некоторой доработки, сегодня используется для тестовых запусков «Булавы».

Однако основным носителем «Булавы» станут атомные подводные лодки проекта 955 «Борей» — «ракетные подводные крейсера стратегического назначения». Три таких ракетоносца строятся на верфях Северодвинска, причем один («Юрий Долгорукий») уже спущен на воду, и на эту осень намечен его первый выход в море. Два других должны быть сданы в 2010 и 2011 гг. Планируется, что к 2017 г. российский ВМФ будет иметь 8 таких подводных кораблей, причем начиная с 4-го в проект будут внесены существенные модернизации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эти лодки 4-го поколения способны погружаться почти на полукилометровую глубину и развивать под водой скорость свыше 50 км/ч (29 узлов). Экипаж составляет около 100 человек, автономное время плавания — 90 суток, длина корпуса — 170 м, а максимальная ширина — 13,5 м. На каждой АПЛ проекта «Борей» разместятся по 16 пусковых установок (кроме «Юрия Долгорукого», в котором их будет 12), в каждой — по 1 ракете «Булава».

Читайте также о советском асимметричном ответе на программу СОИ: «Космозоли».

radiman
radiman 23 Июля 2009, 16:07
stiks34 "В результате интенсивность эксплуатации отечественных ПЛА оказалась ограниченной и её уровень - в 3 - 3,5 раза ниже, чем у ПЛА США." интересно откуда у вас эти цифры? "Зачем нам эти пережитки СССР? С кем мы собираемся воевать или от кого защищаться?" Это уважаемый называется национальной безопасностью. Воевать мы не собираемся, наша цель сдерживание. И за такую хрупкую стабильность приходится дорого платить. Или вы хотите жить в безъядерном мире образца второй мировой, когда на нашу территорию могут вторгнуться наши друзья в 4 часа утра?
alavrischev
alavrischev 24 Июня 2009, 20:06
Жидкотопливные ракеты ГОРАЗДО опаснее и сложнее в эксплуатации. Азотная кислота входящая в состав топлива разъедает даже стекло, которым покрыты ёмкости. Случаев гибели и увечий при заправке - великое множество. 200мл несимметричного диметилгидразина (гептила) при распылении во время заправки убивает все живое в радиусе около 100м (если нет ветра). У твердотопливных хуже характеристики. Скорость горения на различных этапах полета заложена при проектировке за счёт различной геометрии пустот и не может быть изменена. Исключение - некоторые особые виды топлива, стоимость которых велика.
lapad
lapad 16 Апреля 2009, 21:04
просто жидкое ракетное топливо очень токсично и при долгом нахождении в баке ракеты начинает его разъедать. поэтому если у ракет стационарного базирования топливо можно залить перед запуском, то на борту пл этого не сделать никак, поэтому для них предпочтительнее использовать безвредное твёрдое топливо
Загрузка статьи...