РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полетел!: Пятое поколение в воздухе

Состоялись первые летные испытания ПАК ФА, российского самолета 5-го поколения: за 47 минут в воздухе он показал себя «на отлично», дело – за новым двигателем и АФАР.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня, когда в Москве было только 4 утра, в Космосмольске-на-Амуре, на базе авиастроительного предприятия КНААПО произошло событие, которого мы ждали столько лет — первый полет прототипа Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Иначе говоря, нашей будущей боевой машины 5-го поколения.

За 47 минут испытаний специалисты оценили управляемость самолета, работу его двигателя и основных систем. Летчик-испытатель Сергей Богдан остался доволен: «Самолет хорошо показал себя на всех этапах намеченной нами летной программы. Им легко и комфортно управлять», — сказал он.

К сожалению, даже облик ПАК ФА стал известен лишь по фотографиям, сделанным во время этих испытаний. Все технические характеристики остаются засекреченными. В СМИ просочились лишь жалкие крохи данных, да и достоверность их вызывает сомнения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так, сообщалось, что максимальная скорость нового самолета составит 2,6 тыс. км/ч (2,45 Маха), а дальность полета — 5,5 тыс. км. Практический потолок — 20 км, скороподъемность 350 м/с. Для взлета и посадки ему достаточно полосы длиной 300−400 м. Длина: 14 м при высоте 6 м и размахе крыльев 14 м. Пустая масса 18,5 т, а максимальная взлетная — 32−37 т, из которых 7,5 т полезной нагрузки. Экипаж — 1 человек. Что же до оружия, то предположительно на ПАК ФА будет устанавливаться пара 30-мм пушек (модернизированных ГШ-30−1), плюс — вооружение на 12-ти точках подвески, 10 из которых, как у бомбардировщика, скрыты в фюзеляже для повышения малозаметности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, некоторые выводы можно сделать и просто анализируя появившиеся снимки прототипа ПАК ФА. Вопреки ожиданиям, выполнен он по нормальной аэродинамической схеме, без крыльев обратной стреловидности и прочей экзотики. Мотогондолы (вынесенные за пределы фюзеляжа отсеки для двигателей) широко разнесены. Треугольная форма крыльев обеспечивает необходимую сверхманевренность, а управление производится закрылками, парой отклоненных от вертикальной оси цельноповоротных хвостовых килей и (судя по имеющимся данным) двигателем с отклоняемым вектором тяги.

Одна из важнейших деталей любого самолета — двигатель — на ПАК ФА пока установлен не тот, с которым он должен встать в строй. Разработка нового двигателя («Изделие 129») идет в НПО «Сатурн» параллельно самолету, но надеемся, что за этим дело не станет. Надежду вселяет то, что буквально вчера пришло известие об очередном успешном его испытании. Сообщается, что в подмосковном Жуковском 45 минут в полете провел самолет, «летающая лаборатория» Су-27М, с установленным двигателем 5-го поколения. Никаких нареканий к его работе у специалистов не возникло.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, на прототип пока не установлена бортовая радиолокационная система, а ведь она представляет особенный интерес. Она не совсем похожа на то, что мы привыкли понимать под бортовой РЛС. Главный ее элемент — это, конечно, новейшая активная фазированная антенная решетка (АФАР; что это такое и как работает — читайте в нашей статье «Зоркий глаз»). АФАР для ПАК ФА разработан в НИИ Приборостроения имени Тихомирова и включает около 1,5 тыс. приемопередающих модулей. Впервые эта антенна была представлена на авиасалоне МАКС-2009, и тогда же конструкторы обещали, что к работе она будет готова в середине 2010 г.

Кроме того, на ПАК ФА будет иметься набор (по имеющимся сведениям, 5 штук) разнесенных и интегрированных в обшивку пассивных и активных радио- и оптолокационных станций. По сути, такая система представляет собой «умный корпус». Наконец, имеются данные об установке на самолете новейшей оптико-локационнной станции ОЛС-50М. Характеристики ее неизвестны, хотя эксперты считают, что именно она даст ПАК ФА главное преимущество перед американскими конкурентами: способность эффективно обнаруживать малозаметные летящие цели. Словом, это наше долгожданное пятое поколение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новое поколение

Как известно, пока что серийным самолетом с маркировкой «пятое поколение» могут похвастаться лишь США, это — F-22 Raptor, кстати, самый дорогой в истории авиации (142,6 млн). В Америке разрабатывается и следующий самолет этого поколения F-35 Lightning II, который должен поступить на производство в 2016 г.

Вообще, термин «поколения» — неофициальный и неточный. Используется он лишь применительно к реактивным истребителям. Первое поколение появилось в конце Второй Мировой, они еще не были способны преодолеть звуковой барьер, не оснащались радарами, а основным вооружением этих самолетов являлись авиапушки и пулеметы. К середине 1960-х на сцену выступило второе поколение, развивавшее сверхзвуковую скорость, оснащенное радарами и ракетами (в том числе и управляемыми).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Понемногу оно доросло до третьего поколения, которое не столь принципиально отличается от предшествующего. Различия больше количественные, чем качественные: увеличенная дистанция полета и повышение дальности бортовых ракет, более совершенные радары. Это количество перешло в качество лишь к четвертому поколению, получившему вооружение загоризонтной дальности, более мощные двигатели. Кроме того, конструкторы научились управляться с неустойчивой аэродинамической схемой, что позволило существенно повысить маневренность самолетов.

Наконец, быстрое развитие электроники, которое обгоняет прогресс в остальных областях, дало возможность оснащать четвертое поколение бесчисленными дополнительными устройствами. Главное из них — активная фазированная антенная решетка (АФАР), самый совершенный на сегодня радар. Такие модифицированные самолеты условно относят к поколениям 4+ или 4++ и считаются переходными к пятому.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пятое поколение — очередной принципиальный рывок вперед. Во-первых, с вводом в строй этих самолетов ВВС могут отказаться от двухсоставной конфигурации с разделением на легкие и тяжелые истребители, которая появилась вместе с самолетами четвертого поколения. Новые истребители многофункциональны. Во-вторых, к пятому поколению предъявляются требования малозаметности как для радаров, так и для систем наведения в ИК-диапазоне. Для этого в этих самолетах должны использоваться сложные схемы фюзеляжа, композиционные материалы, системы, снижающие «светимость» двигателя. Разумеется, они должны нести АФАР и даже на крейсерской скорости идти быстрее звука. Плюс — сверхманевренность за счет применения новых схем в конструкции и двигателей с отклоняемым вектором тяги.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, в последнем вопросе российские и американские конструкторы расходятся. Малозаметность и сверхманевренность — вещи, в некоторой степени противоречащие друг другу, поскольку требуют разного подхода к конструкции самолета. И если в США основной акцент делается на малозаметность, то у нас — на маневренность. Судя по всему, этот взгляд оправдан: ведущие эксперты даже на западе полагают, что с появлением таких современных средств ПВО, как ЗРС С-400 (читайте о ней в статье «Триумф») на малозаметность особенно рассчитывать не приходится.

Впрочем, все конструкторы сходятся по вопросу использования электроники. Самолеты пятого поколения должны оснащаться совершенными системами управления и самолетом, и радаром, и вооружением. Сюда входит, в частности, автоматизированная система управления с использованием искусственного интеллекта. Нагрузка на летчика должна снизиться на порядок, позволяя ему сконцентрироваться на выполнении поставленной боевой задачи. Бортовые компьютеры самостоятельно и постоянно будут обмениваться данными как друг с другом, так и с другими самолетами, и с землей.

По плану, в серийное производство ПАК ФА должен поступить не позднее 2015 г. Как сообщает пресс-служба компании «Сухой», в дальнейшей работе над ПАК ФА будет принимать участие и один из главных военных партнеров России, Индия. Сообщается, что индийская сторона возьмет на себя создание многих электронных систем на борту, хотя, конечно, главные элементы самолета остаются на нашей ответственности. «Я уверен, — добавляет глава компании Михаил Погосян, — что наш совместный проект превзойдет западные аналоги по критерию стоимость-эффективность и позволит не только укрепить оборонную мощь ВВС России и Индии, но и займет достойное место на мировом рынке».

Вячеслав Ческидов
Вячеслав Ческидов 20 Июля 2010, 15:07
Наши точно лучше чем Рапторы, но если америкосы поднатужатся и выдадут Lightning 3 то я не уверен, что наш победит
a3241746
a3241746 18 Июля 2010, 20:07
пока он полетит пендосы 20 раз новый самолет создадут
Константин Шаврин
Константин Шаврин 14 Июля 2010, 12:07
В общем как это обычно бывает в нашей раше, нам показали вату. Вы Мне действительно покажите самолет 5-го поколения, а то дразниться, подразнились, а встречаться после свадьбы
kochulorov_ilya
kochulorov_ilya 27 Июня 2010, 18:06
Этот самолет поступит на вооружение ВВС РФ не скоро если вообще поступит, У нас такая политика продать, продать, продать ... и побольше набить карманы конечно президент уже издал приказ что в таком то году у нас на вооружении будет столько то самолетов 5 поколения, но все остальное пойдет на продажу за границу (причем все остальное это намного больше чем у нас будет на вооружении). Я могу это объяснить тем что у нас творится в стране сейчас. У нас в стране на вооружении 75% допотопной техники (все что вы видете по телевизору это лишь 25% если не меньше, те кто служил в армии меня поймут). В добавок ко всему я могу привести пример (Если я не ошибаюсь в прошлом году перед Днем победы на выступлении погиб командир эскадрилии "Русские Витязи" и все из-за чего? Из-за того что летают наши пилоты на старых почти списанных самолетах). Получилось так самолет старый отказал двигатель - погиб пилот. Казалось бы на таких праздниках должно быть все самое лучшее и новое (и я имею в виду не пилотов,а технику) Ни чего особенного это у нас в порядке вещей.И это один случай из многих.
forsaken89
forsaken89 18 Апреля 2010, 18:04
Ваши комментарии о войне с американцами и китайцами в корне не верны. Максимум, что может произойти из столкновений нас и американцев, это какие-то небольшие конфликты на подобии войны Грузии с Абхазией и Южной Осетией. При какой-либо серьезной угрозе целостности США или России в ход пойдет ядерное оружие. В данный момент Китай не обладает нужным количествомкачеством средств доставки ядерного оружия. Поэтому даже если их и больше миллиарда, а нас всего около 150 миллионов, у них нет ни единого шанса выиграть войну с нами. Любая же серьезная война США и России обернется ядерной зимой и скорее всего концом нашей цивилизации. Следовательно победителей не будет.
veseliy_kit
veseliy_kit 14 Апреля 2010, 21:04
Честно говоря, я не совсем понимаю смысл разработки ПАК ФА. Да, на словах у нас будут истребители 5го поколения, но зачем они нам? На эти же деньги можно хотя бы отремонтировать МИГи и СУ. Вместо этого тратятся миллионы на "убер" самолёт, способный на... Кстати, на что? Точнее с кем планируется воевать с помощью этих машин? С китайцами? С американцами? Или с террористами? Верно с последними, потому что и первые, и вторые в случаи конфликта разобьют нас в пух и прах. И никакие ПАК ФА не помогут!
bearserg000
bearserg000 25 Марта 2010, 23:03
изначально говорили что движки слабые, не его поколения. Но у нас в принципе проблемно с производством движков- слишком большие и прожорливые. И износостойкость сравнительно ниже(( Хотя, хочется верить, что это не так. Сам не имел возможности приблизиться к этой теме лично
Владимир Галин
Владимир Галин 05 Марта 2010, 17:03
Наконец-то есть повод для гордости за отечественный авиапром.
arik-white
arik-white 18 Февраля 2010, 21:02
Самолет-Красавец!!!!чтобы не говорили а наши авиаконструкторы всегда были лучшими!!!!
onik4507
onik4507 03 Февраля 2010, 21:02
...я б сказал ООООЧЕНЬ намного меньше.... Уважаемый Печенег! Ссылку, пожалуйста.
1partizan1
1partizan1 30 Января 2010, 15:01
Урод не урод !? вы что девушку оцениваете ? главное чтобы он выполнял свои задачи ! а если он при етом еще и страшный так ето плюс !пусть их тошнит от его вида сопротивляться меньше будет ! а вообщето да он наполовину наш а на половину гость надо у себя развивать весь комплекс по производству всех компонентов !
vulkanoid
vulkanoid 30 Января 2010, 14:01
Какой-то он уродливый... Вешний вид на пятое поколение не тянет. Вдобавок какой-то клёпаный - штопаный. Может там и будет что с двигателем и радаром, но даже если и так, то выглядеть это будет как ЖКИ в коробке от телика с кинескопом.
protector_401679
protector_401679 30 Января 2010, 14:01
Очень рад за наших! Теперь дело осталось за большим, а именно производство этих самых ПАК ФА. На советском и постсоветском пространстве это самая большая проблема. У нас одни из лучших ученных, но не хватает хороших технологов и заводов.
Виктор Мандровский
Виктор Мандровский 29 Января 2010, 21:01
я в авиации делитант НО такая шумиха поднялась по поводу нового самолёта, причём военного-просрём новую технологию братцы.а если учитывать теснящихся китайцев жадно смотрящих на наши территории это не есть гуд
Загрузка статьи...