Новый катер короля: Волжский «эллипс»

Первое судно молодой ярославской фирмы купил король Иордании.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Он выглядел как космический пришелец: огромная, тонированная «линза» ветрового стекла, серебристая каплевидная кабина, высокая, сглаженно дерзкая кормовая арка... Ellips отошел от причала Ярославского речного порта, почти не кренясь развернулся, без усилий поднялся над водой и, обнажив два поплавка-ножа, помчался по волжской глади... Лишь однажды испытывал я за рулем такое же ощущение легкости управления и мягкости хода, как за штурвалом этого катамарана: ранней весной Audi устроила на Ходынском поле в Москве тест-драйв новых моделей, и 450 лошадей самого спортивного из седанов класса «люкс» — A8L — мощно и мягко, идеально слушаясь руля, понесли машину по покрытой тонким снежным слоем бетонке. Электронные ручки газа двух установленных на Ellips дизелей Volvo Penta KAD 43, каждый по 236 л.с., только пощелкивали под правой рукой при переключении из одного положения в другое. Это не шло ни в какое сравнение с тугой механикой, управляющей движками при помощи тросиков. Катамаран, набравший предельную скорость 50 узлов, слегка покачивало, но, как и в Audi, стремительное движение почти не чувствовалось. В закрытой кабине встречного ветра не было, а покрытая легкой рябью вода, казалось, не двигалась вовсе. На малейший поворот штурвала катамаран послушно отзывался сменой курса, и даже на довольно крутом повороте не заваливался набок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На королевской «конюшне»

В прошлом году на 34-м Дюссельдорфском Боут-шоу, одной из крупнейших в Европе выставок-ярмарок, которую посетили больше 320 тысяч любителей яхт и катеров, самый первый Ellips ярославской фирмы «Паритет» стал звездой программы. Солидные люди в костюмах и галстуках сновали на самокатах между семнадцатью павильонами этого города в городе, замирали перед похожей на летающую тарелку лодкой и долго не могли оторваться от заинтересовавшей их 8,5-метровой семиместной «игрушки». Российских участников выставки было всего три (для сравнения: голландских — 167, итальянских — 75, французских — 68), но фотографии именно русского катамарана не сходили со страниц местных газет. Одна из них назвала статью «Звездные войны» на воде». А на профильном сайте Boats Yachts Marinas изображение катамарана заняло почетное первое место. Подпись гласила: «Можно гарантировать, что в этом году в Дюссельдорфе вы увидите нечто необычное, из ряда вон выходящее: Ellips русской постройки — лодка для пикников XXI века выглядит частью русской космической программы».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно в Дюссельдорфе среди сотен экспонатов заприметил необычную лодку начальник яхт-клуба короля Иордании Абдаллы II Бен Аль-Хусейна, рассказали «ПМ» владельцы компании-производителя. После выставки в «Паритет» пришел заказ. Лодку вывезли на подмосковное Клязьминское водохранилище, где начальник королевского яхт-клуба в чине генерала испытал и принял катамаран, и упакованное в термоусадочную пленку судно отправилось к своему хозяину. А следующее было продано одному из эмиров Объединенных Арабских Эмиратов. Всего же со времени выставки ярославская фирма продала семь лодок трех видов: Ellips, Looker 17 и Looker 25 по цене от 160 до 200 тысяч долларов.

Все эти суда объединены общим «космическим» дизайном и отличаются «линзой»-иллюминатором. Только Looker’ы оснащены еще подводными крыльями и имеют нижние «линзы», позволяющие прямо с лодки наблюдать за морскими обитателями. Вот такой Looker и был первой разработкой фирмы. Совладельцы компании братья Александр и Алексей Лукьяновы построили его на собственные деньги. Они любили отдыхать на Мальдивах и даже без договоренности о продаже привезли лодку к знакомому хозяину сети островных гостиниц. Лодка ему настолько понравилась, что он тут же купил ее, поставив в качестве приманки для VIP-клиентов перед своим отелем на острове Парадайз. С тех пор в Paritet никогда не берут предоплаты за свои суда. На деньги банковского кредита они строят их и лишь потом предъявляют потенциальному клиенту.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Секрет такой стратегии прост: у «Паритета» нет пока достаточных мощностей, чтобы поставить производство на поток. «Ну, наберем заказов, — говорят владельцы, — а строить где?» Пока же вся их «верфь», где 30 корабелов режут и гнут алюминий для корпусов, формуют «линзы»-иллюминаторы, ведут сварку и красят корпуса, помещается в ангаре 60х50, выкупленном у бывшего автотранспортного предприятия. Еще 20 человек занимаются проектированием в AutoCAD, программированием и продажами.

Бизнес под рентгеном

За полчаса до нашего тест-драйва губернатор области Анатолий Лисицын показывал местную диковину российскому министру экономики Герману Грефу. Сойдя на берег, министр признался «TechInsider», что «не увидел в лодке никаких недостатков». «Великолепные дизайнерские и технологические решения, — сказал он, — четко выверенный потребительский сегмент. Люди, которые это делают, явно обладают талантом, причем во многих сферах». Сказав, что надеется на превращение «этого малого бизнеса в крупный», Греф спросил старшего брата Александра, сколько денег им надо на развитие. Тот назвал поначалу сумму, а потом махнул рукой: «Что деньги! Нам бы место под верфь на берегу». «Ну что мы, места на Волге не найдем?» — успокоил министра губернатор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Деньги действительно не самая большая проблема «Паритета». К своему лодочному бизнесу братья Лукьяновы шли долгих 10 лет. Младший брат Алексей рассказал «TechInsider» о почти анекдотическом начале их семейной компании: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

Началось все с того, что после выпускного вечера в Ярославском политехническом институте Алексей разбил свой «Москвич-2141». С полутора тысячами долларов, вырученных от продажи битой машины, он с братом отправился в Казань, к друзьям, и там кто-то свел их со сбытовиками объединения «Тасма». Купив на все деньги рентгеновских пленок, братья вернулись в Ярославль, где и продали этот товар с прибылью. Так зародилась фирма «Паритет», которая и сегодня торгует медицинскими расходными материалами и имеет филиалы во многих крупных городах страны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Затем родилась идея разработать изощренную систему контроля за расходом топлива для яхт. В придуманном братьями приборе сенсор снимает замеры уровня топлива в баке, определяет параметры работы дизельного двигателя, а система сводит все данные с показаниями GPS и выдает точный прогноз запаса хода. При постоянной переменчивости морских ветров, волн, течений, скорости судна этот показатель важен для безопасности. Поэтому Flox 200 — так называется прибор, — стоящий дешевле заграничных аналогов, находит постоянный спрос. Покупатели с удовольствием платят по тысяче долларов, получая свой заказ бандеролью быстрой почты DHL.

Однако братьям хотелось не просто зарабатывать на жизнь. Старший, Александр, с детства любил рисовать разную футуристическую технику: самолеты, вертолеты, ракеты... Из этого пристрастия и родился первый эскиз необычной лодки, потом — трехметровая пенопластовая модель, которую они гоняли на буксировочной тележке в скоростном бассейне питерского ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова, определяя воздействие встречного и попутного волнения, гидродинамические качества. После испытаний модель перерабатывалась и дорабатывалась, пока результаты не удовлетворили конструкторов. Другими словами, катера «Паритета» создавались отнюдь не на коленке, а история возникновения судостроительного подразделения фирмы вовсе не напоминает рождение всемирно известной Apple, первые компьютеры которой два студента собрали в родительском гараже.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Красивая машина должна летать

В Ellips’е привлекают внешний вид и скорость. Такие лобовые стекла-«линзы» не встречаются ни на каких других судах и придают лодкам «Паритета» космический или «воздухоплавательный» вид.

Я не случайно сравнил этот катамаран с Audi A8L W12: несмотря на то что в салоне судна семь мест (а можно добавить и еще два), он просторен, а кресла от Recaro, два холодильника и магнитола Clarion c шестью 100-ваттными динамиками придают дополнительное ощущение комфорта, которое усиливается необычной посадкой пилота — по центру. Его кресло выдвинуто вперед, так что ни один пассажир не мешает обзору, но при этом сам пилот не загораживает ни лобовой, ни боковой вид никому из пассажиров. Пространства просторного ветрового стекла-«фонаря» хватает на всех. Даже при перегрузе одного из бортов (если, к примеру, все пассажиры сгрудятся справа или слева) можно на ходу выровнять лодку при помощи транцевых плит — регулируемых гидравликой пластин, закрепленных на транце, кормовой оконечности судна. Увеличивая угол наклона одной из плит и, соответственно, угол атаки, пилот задействует дополнительную гидродинамическую подъемную силу по одному или другому борту. Использование транцевых плит еще и снижает скорость выхода катамарана на глиссирование. Секрет же мягкого устойчивого хода, немало добавляющего к ощущению комфорта, кроется в обводах поплавков. Спереди они напоминают формой авиационный пропеллер: их носовая часть сильно заострена — килеватость 90 градусов (килеватость — это угол V-образного остова, управляющий подъемом судна, его маневренностью на поворотах и поведением на волне), а на транце — 13 градусов. В отличие от обычных судов, которые идут по волне, как грузовик по пашне, Ellips режет поплавками короткую встречную волну. Судно просто избегает ударов и может на крутых волнах в метр высотой, и даже на боковых, поддерживать хорошую скорость. Сложности возникают на попутной морской пологой волне: катамаран съезжает по ней, а острые поплавки врезаются в склон соседней. Мы испытывали Ellips в почти безветренный день на спокойной Волге, а потому я не могу, к сожалению, рассказать, как он ведет себя в экстремальных ситуациях. Однако в шторм его и не используют, поскольку по своему назначению это прогулочное судно, приобретаемое обычно как «вторая лошадка» владельцами больших морских яхт, которым шторма не страшны. А у братьев Лукьяновых появилась уже новая мечта: построить такой же, как Ellips, только втрое больший, 20-метровый, катамаран, разместив в его поплавках четыре каюты. Они рассчитывают, что смогут продать его уже не за 200 тысяч долларов, а за 2 миллиона. Для исполнения этой задумки им всего-то и нужно построить верфь на берегу Волги.