Ученые крошили искусственные черепа древним оружием. И вот зачем

Ученые создали копии человеческих черепов, а затем разбили их топорами и другими инструментами эпохи неолита, чтобы разгадать тайну убийств в немецкой пещере 5000 лет назад.
Ученые крошили искусственные черепа древним оружием. И вот зачем
ScienceDirect/Miguel Ángel Moreno-Ibáñe
Безумный эксперимент помог раскрыть подробности о жестоких убийствах каменного века

В новом исследовании, опубликованном в Journal of Archaeological Science, ученые решили выяснить, какое древнее оружие использовалось во время так называемой бойни в Тальхейме, которая произошла около 5000 лет назад. После нее в немецкой пещере были обнаружены останки 34 человек. Ученые также рассмотрели одного убитого в тот же период, найденного в испанской пещере Кова Форадада.

Исследователи выяснили, что все жертвы погибли от ударов тупым предметом по голове. Однако не имели никаких подробностей.

Крошить черепа

Чтобы добраться до сути, ученые создали семь искусственных черепов из полиуретана и покрыли их резиновой кожей. Внутрь черепов залили баллистический желатин, который имитировал человеческий мозг.

После этого (во имя науки!) исследователи начала крушить черепа популярными инструментами неолитической эпохи – топором и теслом (как топор, но с лезвием, перпендикулярным рукоятке).

Ученые били по каждому из черепов под разными углами и с разной высоты, чтобы получить различные формы переломов.

«Используя аналоги человеческого скелета, можно воспроизвести переломы, обнаруженные в археологических записях, и понять, как они образовались. Хотя топоры и тесла — очень похожие орудия, есть ряд характеристик в узорах ударов, что позволяет различать их», – говориться в исследовании.

Ученые отмечают, что «переломы, нанесенные топором, характеризуются симметричным овальным или каплевидным контуром излома с точкой удара, расположенной примерно в центре перелома»; в то время как «переломы в результате ударов тесла почти во всех случаях имеют одну прямую (точку удара) и одну выпуклую сторону».

В итоге, основываясь на экспериментах, авторы пришли к выводу, что жертвы бойни в Тальхейме, а также в Кова Форадада, были убиты теслом. Исследователи также полагают, что человек из испанской пещеры погиб не в драке, а был казнен, так как удар ему нанесли сзади.