В облаках обнаружены супербактерии. Они не боятся антибиотиков

Количество устойчивых к антибиотикам бактерий растет, а значит, потенциально смертельно опасные микроорганизмы должны размножаться в местах скопления людей и животных. Любопытно, но исследователи из Канады и Франции обнаружили их в самом неожиданном месте — в облаках!
В облаках обнаружены супербактерии. Они не боятся антибиотиков
Ранее ученые находили такие концентрации лишь на поверхности планеты

По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, устойчивые к противомикробным препаратам бактерии и грибки ежегодно убивают по меньшей мере 1,27 миллиона человек во всем мире. Бороться с этими супербактериями становится все труднее.

Из-за значительной угрозы общественному здравоохранению, которую представляют устойчивые к антибиотикам микробы, крайне важно узнать как можно больше о них и о том, как они перемещаются по нашей планете. Именно эту задачу перед собой поставили исследователи из Университета Лаваля в Квебеке, Канада, и Университета Клермон-Овернь во Франции.

Облака микробов

Ученые решили изучить облака вокруг спящего вулкана в горного массива в центре и на юге Франции. Работая на метеостанции, расположенной на высоте 1465 метров на вершине Пюи-де-Дом, авторы новой работы провели 12 сеансов отбора проб облаков в течение двух лет.

бактерии в чашах Петри
В облаках обнаружились тысячи супербактерий

Они не только обнаружили, что облака содержали около 8000 бактерий на миллилитр воды, но и что в среднем в них содержалось 20 800 копий генов, устойчивых к антибиотикам. Они также отметили, что облака, которые прибыли со стороны океана, содержали другие виды устойчивых к антибиотикам бактерий, чем те, которые проходили исключительно по суше. У последних было более высокое содержание организмов, устойчивых к антибиотикам, которые используют для домашнего скота.

Хотя атмосфера долгое время считалась перевалочным пунктом для бактерий, исследователи были удивлены, обнаружив в облаках те же уровни генов, что и на поверхности планеты.

«Это первое исследование, показывающее, что облака содержат гены устойчивости к антибиотикам бактериального происхождения в концентрациях, сопоставимых с другими природными средами», — говорит Флоран Росси, первый автор исследования. «Эти бактерии обычно живут на поверхности растительности или почвы. Они распыляются ветром или в результате деятельности человека, а некоторые из них поднимаются в атмосферу и участвуют в образовании облаков».

По словам авторов исследования, высокая концентрация генов, устойчивых к антибиотикам, в облаках, вероятно, в первую очередь вызвана использованием лекарств в животноводстве.