Ученые нашли в волосах древних людей молекулы галлюциногенов

Ученые изучили останки волос, найденные при раскопках в Испании, и обнаружили следы психоактивных веществ. Теперь это самые ранние доказательства их употребления.
Ученые нашли в волосах древних людей молекулы галлюциногенов
Gabriel McCallin / Unsplash

Ученые провели раскопки на острове Менорка в Испании и нашли человеческие волосы, которым более 3 тысяч лет. Для исследования использовали высокоэффективную жидкостную хроматографию (ВЭЖХ) — метод, который позволяет идентифицировать молекулы на основе их массы.

ВЭЖХ используют в современной медицине для анализа крови.

Поскольку волосы — органический материал, их трудно найти в древних останках. «Волосы подвержены гниению, хотя скорость их разложения медленнее благодаря устойчивости к бактериям и грибкам», — сказала одна из исследователей Кристина Риуэте-Эррада.

Команда обнаружила на участке несколько растений, содержащих алкалоиды, которые обладают психотропными эффектами. К ним относятся эфедрин, атропин и скополамин, их употребляли жители Менорки более тысячи лет назад.

Эфедрин, атропин и скополамин выпускаются некоторыми странами как лекарства.

Галлюциногены как инструмент духовных практик

Эфедрин содержится в некоторых видах хвоща.
Ando Shev / Unsplash

«Употребление психоактивных веществ считается древней практикой, потому что они могут вызывать измененные состояния сознания, которое необходимо во многих различных церемониальных, духовных и целительских ритуалах. У нас были косвенные доказательства использования алкалоидов во время шаманских практик, особенно в некоторых пещерах. Теперь мы подтвердили факт употребления», — добавила Кристина Риуэте-Эррада.

Эта находка открывает возможности для других исследований, в которых мы сможем узнать, как древние люди использовали алкалоиды в других точках Земли. Это помогло бы понять, как растения использовались для ритуалов у разных народов, и как особенности местности влияли на отличия в практиках.