Странный белый карлик состоит из водорода с одной стороны и гелия с другой

Астрономы обнаружили очень необычный пример белого карлика: одна его сторона состоит из водорода, а другая — из гелия.
Странный белый карлик состоит из водорода с одной стороны и гелия с другой
Caltech / IPAC

Через миллиарды лет, когда наше солнце израсходует все свое топливо и раздуется, превратившись в красного гиганта, прежде чем сбросить слои, образующие планетарную туманность, все, что останется в его сердце, — это плотное ядро, называемое белым карликом.

Такая судьба постигнет подавляющее большинство звезд в нашей галактике, поэтому они встречаются так часто. Но белый карлик, который обнаружили астрономы в новом исследовании, кардинально отличается от всех других.

Необычный белый карлик

Двуликий белый карлик получил прозвище Янус, в честь римского божества с двумя лицами, и был исследован с использованием данных центра переходных процессов Цвикки в Паломарской обсерватории Калифорнийского технологического института в Сан-Диего и обсерватории У. М. Кека на Маунакеа, Гавайи. Объект вращается вокруг своей оси каждые 15 минут, что позволяет исследователям видеть обе его стороны.

Наблюдения показывают спектроскопические сигналы водорода с одной стороны без гелия и гелия без водорода с другой стороны. Исследователи полагают, что это крайне необычное явление может быть связано с тем, что Янус проходит эволюционную фазу, характерную для белых карликов.

Однако, почему эта эволюция должна быть выражена таким половинчатым образом, требует дополнительного объяснения. Исследователи считают, что это может быть связано с магнитными полями белого карлика, которые могут быть либо асимметричными, либо могут изменять давление газов в атмосфере.

Чтобы лучше понять это странное открытие, исследователи намерены поискать больше объектов, подобных Янусу, в дальнейших наблюдениях.