Облысение, темная кожа и предрасположенность к ожирению: ученые выяснили, как выглядел «ледяной человек» Этци

Новый подробный генетический анализ показал, как ледяная мумия Этци, прекрасно сохранившийся человек, погибший в Альпах 5300 лет назад, выглядел при жизни. Ранее художники изображали его со светлой кожей и длинными волосами. Но, как оказалось, у Этци была смуглая кожа и признаки облысения по мужскому типу.
© South Tyrol Museum of Archaeology/Eurac/Marco Samadelli-Gregor Staschitz
В 1991 году немецкие туристы, покоряющие Альпы, случайно наткнулись на тело человека, вмерзшее в лед. Этим человеком оказался 5300-летний Этци. Теперь исследователи выяснили, как он мог выглядеть при жизни

Ледяная мумия Этци была найдена туристами в 1991 году в итальянских Альпах. С тех пор ученые вдоль и поперек исследовали тело человека эпохи медного века. Они узнали, что у Этци были десятки татуировок, и что он страдал от кишечных паразитов. Исследователям даже удалось реконструировать его голос. Вероятно, Этци умер после выстрела в спину из лука.

Несмотря на обилие подробностей о жизни ледяного человека, ученые не знали, как он выглядел.

Геном Этци впервые секвенировали в 2012 году. Тогда предполагалось, что древний человек был связан с пастухами из Восточной Европы. Однако новый анализ не выявил это связи. Вероятно, из-за того, что образцы были загрязнены ДНК современного человека.

Изначально ему приписывали длинные густые волосы, мускулистое тело и светлую кожу. Но, оказалось, что это не так.

Как на самом деле выглядел Этци?

Так раньше художники изображали Этци
Thilo Parg / Wikimedia Commons

В новом исследовании, опубликованном в журнале Cell Genomics, ученые из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка провели новый генетический анализ с более широким охватом, который уменьшал загрязнение ДНК.

Исследователи обнаружили, что у ледяного человека было много общих генов с ранними фермерами из Анатолии.

Анализ также показал, что Этци имел очень темную кожу – она была гораздо темнее, чем у всех исследуемых ранее древних европейцев.

Помимо этого, у ледяного человека была сильная предрасположенность к облысению по мужскому типу. Умер он в возрасте 45 лет, а это значит, что к этому моменту у него едва ли была густая шевелюра.

Ко всему прочему, Этци был предрасположен к диабету 2 типа и ожирению, но эти заболевания не развивались, так как его активный образ жизни и диеты превзошли генетическую предрасположенность.