Звук в вакууме — есть: финские ученые провели эксперимент с кристаллами

Финские ученые впервые смогли передать звуковые волны между двумя кристаллами в вакууме на маленьких расстояниях. Но услышать человеческий голос все-таки не получилось.
Звук в вакууме — есть: финские ученые провели эксперимент с кристаллами

В новом исследовании, опубликованном 14 июля в журнале Communications Physics, говорится, что звук может распространяться в вакууме. Но, к сожалению, человеческий голос мы по-прежнему не сможем услышать.

Ученые передавали или «туннелировали» звуковые волны между двумя кристаллами оксида цинка, которые являются пьезоэлектриками. То есть материалами, создающими электрический заряд при деформации. Получается, звук воздействует на один кристалл, возникает электрический заряд, который разрушает близлежащие электрические поля. В итоге появляется электромагнитное излучение. Если два объекта разделяют одно поле, то они могут передавать друг другу магнитные волны, в которых содержится информация о частоте звуковых волн.

Если вы думаете, что не знаете никаких пьезоэлектриков, вспомните советские дисковые телефоны с крутящимся циферблатом. В них использовался пьезомикрофон, и работал он по такому же принципу, как описано в статье: кристаллы (в телефоне — угольный порошок в коробочке) при воздействии звука деформировались и создавали электрические заряды. Они-то и передавались собеседнику.

Можно ли общаться в космосе?

Теоретически, передавать можно как очень высокие, так и низкие звуки.

Однако звук не может распространяться на расстояние, превышающее длину одной волны. А еще такой метод ненадежен. Исследователи обнаружили, что в большинстве экспериментов части волны искажались или отражались при прохождении через электрическое поле.

«Чаще эффекта нет, но есть и ситуации, когда вакуум преодолевается со стапроцентной эффективностью»
Илари Маасилта соавтор исследования

По словам ученых, это открытие может однажды помочь в разработке деталей и микросхем, похожих на те, что используются в смартфонах. Кто знает, возможно в будущем станет возможным переписываться в космосе.