Ученые поставили под сомнение теорию знаменитого «цветочного захоронения» неандертальцев

Находка, сделанная в пещере Шанидар в иракском Курдистане, озадачила ученых и заставила их предположить, что неандертальцы хоронили умерших с цветами. Однако новые данные развенчали эту гипотезу.
Neanderthal-Museum, Mettmann/ Wikimedia Commons
На останках неандертальцев, найденных в Курдистане в середине прошлого века, ученые обнаружили цветочную пыльцу. Ранее считалось, что цветы использовали как ритуальное подношение

Во время раскопок в Шанидаре, которые велись с 1951 по 1960 годы, были найдены окаменелые останки десяти неандертальцев. Находку назвали «цветочных захоронением», так как вокруг костей обнаружили следы пыльцы.

Тогда некоторые ученые предполагали, что у неандертальцев были такие же ритуалы захоронения умерших, как и у Homo sapiens – якобы они собирали цветы с далеких гор и складывали их рядом с телами. Но не все соглашались с теорией.

Повторный анализ «цветочного захоронения»

Пчелиная нора, найденная в пещере
E. Pomeroy; Hunt et al, Journal of Archaeological Science 2023 (CC BY 4.0)

В новом исследовании, опубликованном в журнале Journal of Archaeological Science, британские ученые повторно проанализировали следы пыльцы, которые были найдены на месте захоронения.

Они обнаружили, что пыльца принадлежала нескольким типам растений, которые цветут в разное время года. Вероятным ее источником были гнездящиеся пчелы. На это указывают и пчелиные норы, расположенные в дальних углах пещеры.

Сами цветы также не подходили для ритуальной церемонии. К примеру, один из видов обладал крупными и острыми шипами. Они могли иметь лечебные свойства, но едва ли использовались как подношения.

В заключении исследователи говорят, что спор о цветах в могилах затмил не менее важный аспект: у неандертальцев все-таки могли быть похоронные ритуалы. Тела лежали вместе в углублении, а рядом с ними была найдена пыльца деревьев. Эта находка указывает на то, что ветки, возможно, использовались для защиты останков.