Во всем виноваты древние люди: ученые выяснили, какой ген отвечает за ментальные проблемы

«В наше время никакой депрессии не было», — как часто вы слышали эту фразу? Спешим сообщить, что проблемы с психическим здоровьем у людей существовали во все времена, просто раньше их не умели так хорошо диагностировать. Оказалось, что предрасположенность к ментальным проблемам досталась нам на генетическом уровне еще от Денисовского человека!
На самом деле с депрессией и другими ментальными проблемами люди сталкивались со времен античности

Часть нашего генетического наследия — результат смешения генов с «денисовцами». Такое скрещивание произошло несколько десятков тысяч лет назад, а последующая за ним генетическая адаптация принесла современному человеку неприятный «подарок». Ученые из Испании выяснили, что она сделала современного человека предрасположенным к психическим расстройствам, например, к депрессии.

Денисовский человек, передавший нам «ген депрессии», — самостоятельный подвид древних людей, появившийся на Алтае около 300 тысяч лет назад
Wikimedia

Какой ген «подарил» нам предрасположенность к ментальным проблемам?

В своем предыдущем исследовании ученые из Университета имени Пумпеу Фабры определили, что в результате положительного отбора в популяциях Восточной Азии у человека развился один из вариантов гена SLC30A9. Сам этот ген отвечает за регуляцию цинка и его транспортировку через клеточные мембраны.

Тщательное сравнение вариации SLC30A9 с геномом вымершего Денисовского человека выявило совпадение с той же мутацией, которая была обнаружена в Восточной Азии. При этом с популяциями неандертальцев такого совпадения не нашли.

Полученная вариация SLC30A9 связана с различиями в работе некоторых клеточных структур, в том числе «энергетических» митохондрий, с цинком, что потенциально может влиять на их воздействие на метаболизм. Дело в том, что именно цинк играет важную роль в нормальной работе неврологической системы и управляет ее возбудимостью, а полученная адаптация гена может мешать этому процессу. Из-за чего человек становится предрасположен к ряду ментальных расстройств.

Изначально вариация гена SLC30A9 нужна была древнему человеку для других целей
Roca-Umbert

Откуда взялась эта генетическая адаптация?

Исследователи предположили, что эволюция по каким-то причинам предпочла сохранить ген SLC30A9, но так и не смогла выяснить, какие полезные функции он может дать современному человеку.

«Судя по всему, это изменение было полезным и оказалось селективным преимуществом для человека»
Хорхе Гарсия-Каллеха эволюционный биолог из университета Помпеу Фабра

Согласно одной из наиболее популярных версий, денисовский вариант гена SLC30A9 подарил нам способность приспосабливаться к холодному климату и накапливать тепло. Как следствие, эта вариация гена SLC30A9 была отобрана эволюцией и дошла до современных популяций.