Все дело в мотивации: ученые выяснили, почему современные школьники не ведут здоровый образ жизни

Специалисты Лаборатории городского благополучия и здоровья Московского городского педагогического университета (МГПУ) представили данные масштабного пятилетнего исследования, целью которого было выявить отношение школьников к здоровому образу жизни и степень следования его принципам в повседневной жизни.
Все дело в мотивации: ученые выяснили, почему современные школьники не ведут здоровый образ жизни
Freepik
Исследователи Л.А. Денисов, Е.В. Нехорошева и В.Г. Авраменко выяснили, знают ли школьники, что такое ЗОЖ и придерживаются ли его принципам в обычной жизни.

В рамках проекта было опрошено более 22 тысяч учеников московских школ в возрасте от 7 до 16 лет. Анкета включала блоки вопросов, позволяющие оценить три аспекта:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  1. когнитивный компонент — наличие знаний и представлений о ЗOЖ;
  2. мотивационный компонент — осознание личной ответственности и заинтересованности в ЗОЖ;
  3. поведенческий компонент — реальное соблюдение принципов ЗОЖ в повседневной жизни.

Полученные в ходе многолетнего мониторинга данные показали существенное расхождение между тем, что дети знают о здоровом образе жизни, и тем, как они себя реально ведут. Так, подавляющее большинство опрошенных (от 75% до 85% в зависимости от возраста) правильно понимают, из каких составляющих складывается ЗОЖ. При этом около 70% считают, что лично несут ответственность за состояние своего здоровья.

Однако реальная картина с точки зрения соблюдения принципов ЗОЖ выглядит куда более печально. Из всех респондентов лишь треть последовательно придерживаются основных правил.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Особенно показательны данные о вредных привычках и режиме дня. Среди тех школьников, кто включал отказ от вредных привычек в число обязательных составляющих ЗОЖ, только 47,09% действительно не имели вредных привычек. А из числа респондентов, считающих режим дня важной частью здорового образа жизни, лишь пятая часть реально соблюдают его.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По мнению Елены Нехорошевой, заведующей научно-исследовательской лабораторией городского благополучия и здоровья Московского городского педагогического университета, хотя результаты исследования показывают, что большинство школьников осознают важность здорового образа жизни, есть существенный разрыв между их знаниями и действиями.

«Это указывает на несоответствие между теоретическим осознанием здорового образа жизни и реальным поведением, что может быть обусловлено влиянием социального окружения и недостатком практической мотивации»
Елена Нехорошева заведующая научно-исследовательской лабораторией городского благополучия и здоровья Московского городского педагогического университета
почему дети не ведут здоровый образ жизни
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наибольшая согласованность позитивных установок и реального поведения была обнаружена в сфере физической активности. Из тех школьников, кто включал регулярные занятия спортом и прогулки в число обязательных элементов ЗОЖ, около 75% и вправду занимались физкультурой. Этот факт эксперты объясняют тем, что спорт является наиболее популяризируемой составляющей здорового образа жизни.

Кроме того, физическая активность зачастую носит ярко выраженный развлекательный характер, что само по себе мотивирует детей. В то же время такие скучные для большинства детей вещи, как режим дня или правильное питание, гораздо чаще игнорируются, даже если ребенок понимает их важность в теории.

Как считают авторы исследования, корень проблемы кроется именно в сфере мотивации. То есть информирование и просвещение о принципах здорового образа жизни не будут работать, если у ребенка отсутствует внутренняя мотивация реализовывать эти принципы.

Без личной заинтересованности внешние факторы, такие как лень, нехватка времени, плохие примеры окружения, будут перекрывать даже хорошо усвоенные в теории знания о пользе ЗОЖ.

Анализируя мотивационные аспекты, исследование выявило, что лень является основной причиной несоблюдения принципов ЗОЖ у 22,2% школьников. Отсутствие свободного времени было указано как препятствие 18,9% респондентами.

Ключевая роль в повышении мотивации у детей отводится взрослым – как родителям в семье, так и педагогам в школе. Только их комплексные усилия способны с раннего детства сформировать у детей внутреннюю потребность к заботе о себе. Без внутренней опоры любые внешние воздействия для выработки полезных привычек, как показывает практика, обречены на провал.