Найдено вероятное место последнего крупного ударного кратера на Земле: метеорит врезался в планету 800 000 лет назад

Около 800 000 лет назад гигантский метеорит врезался в Землю, разбросав обломки по 10% поверхности планеты. Только теперь ученым-геологам, возможно, удалось найти место ударного кратера.
«Брызги» от удара метеорита были найдены даже в Антарктиде и Австралии

Ученые находили древние стекловидные обломки метеорита, известные как тектиты, в Азии, Австралии и Антарктиде. Их анализ указывал на то, что метеорит упал на Землю относительно недавно – около 789 000 лет назад. Считается, что этот удар стал последним крупным ударом астероида по Земле.

Широкое распространение тектитов – буквально, «брызг» от удара – говорило о том, что в планете должен был остаться кратер. Ученые постепенно сужали место поиска, и в исследовании 2020 года пришли к выводу, что метеорит упал на территорию, которая сейчас является частью плато Болавен на юге Лаоса. Однако сам кратер они так и не смогли найти.

Закрытость и изолированность Лаоса, геологические условия, густые тропические леса и неразорвавшиеся боеприпасы, оставленные после военных конфликтов, мешали исследователям подробно изучить местность. Только теперь команда из Наньянского технологического университета смогла установить предположительное место, где метеорит врезался в Землю.

Геологический анализ

Возможное место кратера
Sieh et al, Proceedings of the National Academy of Sciences 2023

В новом исследовании, опубликованном в Proceedings of the National Academy of Sciences, ученые пришли к выводу, что кратер долго не могли обнаружить из-за того, что тот был затоплен лавой.

Анализ тектитов, собранных на месте, выявили закономерность утолщения отложений, которая сходится в центре плато. В радиусе 200 километров от предполагаемого места удара были найдены как небольшие образцы, которые можно взять в руку, так и массивные уплотнения толщиной до девяти метров.

Результаты гравиметрических исследований вокруг плато также выявили аномалию плотности подземной среды, что, по мнению ученых, указывает на погребенный кратер, заполненный менее плотными фрагментами породы.

Гравий, который предположительно был выброшен после удара
Kerry Sieh

Для конкретных выводов требуются дополнительные исследования, но ученые уверены, что нашли кратер и называют полученные результаты «почти окончательными».