Древние месопотамские кирпичи выявили загадочную аномалию в магнитном поле Земли

Ученые нашли древние кирпичи, на которых написаны имена месопотамских царей. Находка открыла важную информацию о загадочной аномалии в магнитном поле Земли, произошедшей примерно 3000 лет назад.
Slemani Museum
Анализ древних месопотамских кирпичей, выявил следы геомагнитной аномалии левантийского железного века

Магнитное поле Земли защищает планету от пагубного разрушительного воздействия солнечного ветра и космических лучей. Оно также направляет навигационные системы и системы мигрирующих животных. Однако оно непостоянно: порой поле ослабевает, а порой – создает очаги необъяснимой силы. Понять причину изменений – приоритетная задача для ученых.

Отслеживание сильных аномалий считается решающим, но крайне непростым занятием. И теперь одну из самых известных аномалий помогли отследить древние кирпичи. Эта геомагнитная аномалия произошла примерно между 3000 и 2500 лет назад на территории современного Ирака.

Оксид железа внутри кирпичей

Руины дворца Навуходоносора II
Wikimedia Commons

В новом исследовании, опубликованном в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, ученые проанализировали 32 глиняных месопотамских кирпича, на каждом из которых было написано имя царя. Каждый царь находился на троне в момент изготовления кирпича.

Исследователи обнаружили в кирпичах частицы оксида железа, которые сохранили направление и силу магнитного поля, в котором они находились при обжиге.

Соотношение дат правления царей помогло более точно определить время изготовления кирпичей – точнее, чем радиоуглеродное датирование, которое может ошибаться на десятки лет.

Изучение аномалии

Древний кирпич
Slemani Museum

Для изучения аномалии магнитного поля того времени ученые откололи крошечный фрагмент от каждого кирпича и использовали магнитометр для измерения содержащихся внутри зерен оксида железа.

Анализ подтвердил, что магнитное поле в этом районе было почти вдвое сильнее, чем тысячу лет назад. Это странное время получило название «геомагнитная аномалия левантийского железного века» – оно охватывает период между 1050 и 550 годами до нашей эры на территории современного Ирака.

Интересно, что образцы из пяти кирпичей показали особенное быстрое изменение магнитного поля Земли во время правления Навуходоносора II, примерно в период с 604 по 562 год до нашей эры. Это подтверждает идею о том, что магнитное поле может быстро изменятся в короткие сроки.

Подобный исследовательский подход, названный «археомагнетизмом», полезен не только геологам, но и историкам: он может более точно определить периоды правления некоторых царей и возраст некоторых артефактов.

В то же время исследователи не знают причины, по которой магнитное поле планеты было настолько сильным в тот период.