«Мадонна с розой» выставлена в Музее Прадо в Мадриде, Испания. Она давно интересует искусствоведов, причем некоторые, в том числе искусствовед профессор Юрг Мейер Капеллен, предполагают, что ученик Рафаэля Джулио Романо, возможно, внес в работу свой вклад. Согласно одной из гипотез роза и нижняя часть могли быть написаны кем-то другим. Однако новый анализ показывает, что нижняя часть картины «скорее всего» принадлежит Рафаэлю.
ИИ показал, что шедевр Рафаэля «Мадонна с розой» создавал не только Рафаэль

Профессор Хасан Угайл, директор Центра визуальных вычислений и интеллектуальных систем в Университете Брэдфорда, разработал алгоритм, который распознает подлинные произведения Рафаэля с точностью 98%.
Профессор Угайл говорит: «Когда вы компьютер анализирует картину, он дает двоичную классификацию того, подлинный ли это Рафаэль или нет, с точностью 98%. Теперь мы можем с большой уверенностью сказать, является ли картина подлинным Рафаэлем или нет.
«Когда мы проверили "Мадонну с розой" в целом, результаты были недостаточно ясными. Тогда мы проверили отдельные фрагменты, и хотя большая часть изображения с высокой вероятностью принадлежит Рафаэлю, лицо Иосифа, скорее всего, писал не он».
«Этот анализ произведений Рафаэля представляет собой объективный и поддающийся количественной оценке подход с использованием машинного обучения к классификации изображений. Он обещает стать полезным дополнительным инструментом в будущих исследованиях такого рода», — говорит доктор Кристофер Брук, почетный научный сотрудник Ноттингемского университета.
ИИ «узнал» руку Рафаэля

Соавтор работы Хауэлл Эдвардс: «Написанная на холсте около 1517/18 года, "Мадонна с орзой" рассматривалась знатоками как произведение Рафаэля. они были уверены, что художник нарисовал все 100% картины. В середине XIX века историк искусства Иоганн Давид Пассаван и другие ставили это под сомнение и предпочитали приписать исполнение частично Рафаэлю, а частично его мастерской.
«Атрибуция мастерской Рафаэля была постепенно принята и приписана, в частности, его ученику Джулио Романо и, возможно, также Джанфранческо Пенни. Но в Испании первоначальная атрибуция никогда не подвергалась сомнению», — говорит Эдвардс.
«Некоторые знатоки считают, что качество композиции и рисунок Мадонны, Младенца и Святого Иоанна намного превосходит рисунку Святого Иосифа, который, по их мнению, был добавлен в мастерской как своего рода второстепенная мысль. С помощью искусственного интеллекта мы убедительно продемонстрировали, что, хотя три фигуры Мадонны, младенца Христа и младенца Иоанна Крестителя однозначно написаны Рафаэлем, фигура Святого Иосифа была написана кем-то другим — возможно, Романо, как полагают Капеллен и другие», — уточняет Эдвардс.

«Мы провели глубокий анализ особенностей, используя изображения подлинных картин Рафаэля, чтобы обучить компьютер распознавать его стиль, начиная с мазков, цветовой палитры, теней и каждого аспекта работы. Компьютер видит гораздо глубже. чем человеческий глаз, на микроскопическом уровне», — говорит Угайл.
Доктор Сторк, автор книги «Пиксели и картины: основы компьютерного знания», сказал: «Компьютерные методы медленно, но верно доказывают, что они могут помочь традиционным исследованиям искусства, но их всегда следует применять с глубоким пониманием исторического контекста искусства».
Сторк подчеркивает: «Атрибуция и аутентификация произведений искусства являются одними из самых сложных задач, с которыми сталкиваются ученые-искусствоведы, которые должны изучать провенанс (документальные записи о праве собственности, продажах и выставках произведений), исследовать материалы (химия пигментов, холста, бумаги, лака), состояние произведения (ухудшилось ли оно со временем или отретушировано), иконография (соответствуют ли изображенные люди и предметы друг другу и времени написания) и, наконец, знаточество (внимательное визуальное изучение мазков, цвета, композиции и т. д.)».
Сторк обратил внимание и на другой важный момент: «Результаты этого исследования не следует воспринимать как достаточные для принятия решения об окончательной аутентификации, но это шаг к улучшению общих протоколов аутентификации. Но базы данных растут, компьютерные алгоритмы совершенствуются, и, что наиболее важно, по мере того, как искусствоведы критикуют компьютерные методы, эти методы совершенствуются и будут все шире использоваться в истории искусства».