Эту линию собак с такой густой шерстью, что из нее можно было вязать одеяла, на протяжении тысячелетий разводили коренные американцы на побережье Тихого океана на Северо-Западе Северной Америки. Но она исчезла после европейской колонизации.
Пес по кличке Баран помог генетикам восстановить историю исчезнувшей породы, которую разводили индейцы

Новое исследование основано на генетическом анализе шерсти собаки по кличке Муттон (Mutton — англ. баран), одной из последних выживших собак побережья Салиш. Ее шкура хранилась в Смитсоновском институте с 1859 году, но о ней практически забыли.
Представители племени Кост Салиш рассказали ученым, что эти собаки занимали очень высокий статус у коренных народов. Индейцы считали животных членами семьи и украшали ценные предметы изображениями этих собак.

Шерсть собак стригли, как овечью. Ее использовали не только для изготовления теплых одеял. Из нее плели корзины, которые служили церемониальным целям.
«Мне всегда было любопытно, почему и как доколониальные местные собаки в Америке вымерли после прибытия европейцев», — говорит ведущий автор работы, молекулярный биолог Одри Лин.

Где и когда собаки были впервые одомашнены достоверно неизвестно, но ясно, что некоторые из первых людей, заселивших Америку, привели с собой собак около 15 000 лет назад. Но за несколько столетий европейской колонизации древние породы практически исчезли, а современные американские собаки содержат чрезвычайно мало генетического материала своих потерянных сородичей.
Генетический анализ

Одри Лин впервые узнала о Муттоне, когда работала научным сотрудником в Смитсоновском институте. Она была удивлена, когда узнала, что практически не проводилось никаких исследований по генетике шерстистых собак, которые исчезли на рубеже 20-го века.
Согласно новому генетическому анализу, шерстистые собаки отделились от других линий примерно 5000 лет назад, и эта дата совпадает с археологическими находками в этом регионе.
«Мы обнаружили признаки инбридинговой депрессии, показывающие, что размножение в течение очень длительного периода времени тщательно сохраняло чистую линию породы», — говорит Лин, подтверждая рассказы коренных жителей о том, что разведение собак происходило в изолированных вольерах или на прибрежных островах.
Собственная генетика Муттона показала, что он на 85% был доколониальной особью, несмотря на то, что жил через несколько столетий после появления европейских пород: индейцы сохраняли чистоту породы до тех пор, пока собаки не исчезли.
Проанализировав 11 000 генов в геноме Муттона, команда выявила 28, связанных с ростом волос и регенерацией фолликулов, обнаружив схожие маркеры у шерстистых мамонтов и у людей с редкими врожденными аномалиями.
ДНК Маттона рассказала историю его происхождения, а изучение химических характеристик углерода и азота позволило получить представление о его короткой жизни: он прожил всего полтора года.
Будучи щенком Муттон питался патокой и кукурузной мукой, но позже он перешел на охотничью диету, когда путешествовал по северо-западу побережью Тихого океана с этнографом Джорджем Гиббсом, который участвовал в экспедиции по решению пограничных проблем между Соединенными Штатами, Великобританией и Канадой.
Почему вымерли густошерстные собаки
Но история осталась бы неполной без рассказов старейшин племени салишей — хранителей народной памяти и мастеров-ткачей. Их устные свидетельства существенно дополнили картину.
Доминирующая версия заключалась в том, что общины коренных народов просто потеряли интерес к уходу за своими собаками после появления промышленного текстиля, но соавтор работы Майкл Павел, принадлежащий к племени салишей, считает, что это не так: «Наш народ столкнулся с тяжелым периодом истории, характеризующимся колонизацией, геноцидом и ассимиляцией — все аспекты нашей жизни, которые связывали нас с нашей традиционной культурой, церемониями и историей, были искоренены».
Шерстистых собак выращивали исключительно высокопоставленные женщины, и эта практика сразу же вызвала недовольство христианских миссионеров.
Эпидемия оспы, принесенная европейцами, в некоторых случаях уничтожила до 90% населения деревень на побережье Салиш, оставив выжившим слишком мало ресурсов для ухода за своими любимыми животными.