Обнаружена самая древняя окаменелая кожа, возраст которой составляет 288 миллионов лет

Ученые считают, что обнаружили самую старую известную окаменелую кожу. Образцу, принадлежащему одному из ранних видов палеозойских рептилий, почти 290 миллионов лет.
Current Biology/Mooney et al.
Эта кожа на миллионы лет старше динозавров

Кожа редко окаменевает, так как после смерти животного она быстро разлагается. Но палеонтологам-любителям Биллу и Джули Мэй невероятно повезло: они нашли фрагменты кожи ящерицы возрастом около 288 миллионов лет. Находка была сделана в древней известняковой пещере на территории современной Оклахомы (США). Низкий уровень кислорода, глинистые отложения и просачивающаяся нефть сильно замедлили процесс разложения, мумифицировав экземпляр.

Самая древняя кожа

Фрагменты кожи
Current Biology/Mooney et al.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Current Biology, ученые из Университета Торонто проанализировали экземпляр и пришли к выводу, что он на целых 21 миллион старше предыдущего рекордсмена.

Несмотря на идеальные условия в пещере, кожи уцелело совсем немного – размером меньше ногтя. Микроскопическое исследование показало, что окаменелость имеет галечную поверхность, напоминающую крокодиловую кожу. Она представляет собой эпидермис – самый внешний слой кожи у наземных рептилий, птиц и млекопитающих.

К сожалению, от животного больше ничего не осталось – ни костей, ни зубов. Поэтому исследователи точно не могут сказать, какому виду ящериц она принадлежала. Возможно, этот вид ранее не был известен науке.

Кожа могла принадлежать Captorhinus aguti – останки этой древней рептилии чаще всего встречались в оклахомских пещерах
Michael deBraga

По словам ученых, находка показывает, что даже на очень раннем этапе, когда амниоты впервые начали расходиться, у животных присутствовала кожа и имела важное значение. Эпидермис, самый внешний слой кожи, защищал (и защищает) организм от суровых условий внешнего мира – бактерий, экстремальных температур и других раздражителей.

Открытие улучшает понимание эволюционных адаптаций при переходе к жизни на суше. Исследователи говорят, что образец может быть примером структуры кожи, которая со временем превратилась в перья птиц и волосяные фолликулы млекопитающих.