Ученые создали искусственную ткань глаза, которая вырабатывает слезы

Исследователи из Нидерландов создали в лаборатории первую органоидную 3D-модель человеческой конъюнктивы – эта ткань участвует в производстве слез.
Ученые создали искусственную ткань глаза, которая вырабатывает слезы
Новая модель может быть использована для изучения заболеваний, затрагивающих конъюнктиву

Конъюнктива – это прозрачная оболочка, покрывающая всю заднюю поверхность век и глазное яблоко, которая защищает и увлажняет глаза. Эта оболочка может страдать от различных заболеваний, начиная конъюнктивитом и заканчивая раком.

Новая модель может быть использована для изучения этих заболеваний и, следовательно, для разработки эффективных способов их лечения.

Искусственная конъюнктива

фотография глаза

В новом исследовании, опубликованном в журнале Cell Stem Cell, ученые из Институт Хюбрехта в Нидерландах использовали клетки реальной конъюнктивы человека и вырастили их в трехмерные структуры, которые могли бы функционировать как настоящие органоиды в чашке.

Полученные органоиды включали все клетки, встречающиеся в конъюнктиве, в том числе бокаловидные клетки и кератиноциты, которые позволяют ткани производить слезы.

Исследователи также обнаружили, что конъюнктива вырабатывает противомикробные компоненты. Они изменили условия в блюде, чтобы имитировать аллергию, и заметили, что кератиноциты начали вырабатывать больше слизи и больше антимикробных компонентов.

Помимо этого, модель позволила исследователям выявить в конъюнктиве пучковые клетки – тип клеток, который ранее не были замечены в этой ткани. Количество пучковых клеток в органоидах возрастало, когда ученые имитировали аллергию. Авторы считают, что клетки могут играть роль в том, как глаз реагирует на аллергены.

Аллергические состояния увеличивают количество клеток, производящих слезы
Marie Bannier-Hélaouët © Hubrecht Institute

Исследователи надеются, что их модель позволит более подробно изучить конъюнктиву и болезни, которые на нее влияют. В долгосрочной перспективе ткань, выращенную в чашке, возможно, можно будет использовать для замены конъюнктивы людям с поврежденными глазами или даже с генетическими заболеваниями.

Кстати, ранее мы рассказывали, как ученым удалось успешно вырастить клетки сетчатки глаза человека. Подробности об этом читайте в нашем материале.