«Финансовое напряжение» оказалось самым пагубным видом стресса для здоровья
Иммунная, нервная и эндокринная системы активно и постоянно взаимодействуют для поддержания гомеостаза — саморегулирующегося процесса, посредством которого организм достигает оптимального функционирования.
Эта интегративная сеть систем организма контролирует физиологические процессы, такие как рост и дифференцировка клеток, метаболизм и поведение человека. Когда она не работает, это может привести к физическим и психическим заболеваниям, включая сердечно-сосудистые заболевания, депрессию и ускоренное старение.
Стресс, особенно хронический стресс, считается модулятором этих систем и их активности. Однако существует мало научных данных о влиянии стресса на иммунно-нейроэндокринную активность у пожилых людей. Поэтому исследователи из Университетского колледжа Лондона (UCL) изучили лонгитюдную связь между психологическим стрессом и различными иммунными и нейроэндокринными профилями.
Что показало исследование
«Когда иммунная и нейроэндокринная системы хорошо функционируют вместе, поддерживается гомеостаз и сохраняется здоровье», — сказала Одесса Гамильтон, ведущая и автор-корреспондент исследования. «Но хронический стресс может нарушить этот биологический обмен и привести к заболеванию».
Исследователи проанализировали уровни четырех биомаркеров крови у 4934 человек в возрасте 50 лет и старше, которые были участниками исследования старения (ELSA). Два биомаркера — С-реактивный белок (СРБ) и фибриноген — участвуют во врожденном иммунном ответе на воспаление; два других — кортизол и инсулиноподобный фактор роста 1 (ИФР-1) — в физиологии реакции на стресс.
Используя латентный профильный анализ (LPA), авторы определили кластеры активности биомаркеров, которые были разделены на три профильные группы: низкий риск для здоровья, умеренный риск и высокий риск. Они изучили, как раннее воздействие шести психологических стрессоров (финансовых трудностей, ухода за больными, инвалидности, болезни, тяжелая утрата и развод) может повлиять на последующую вероятность попадания людей в группу высокого риска.
Было зарегистрировано 8083 уникальных стрессовых переживания, причем многие участники испытывали более одного стрессора. Из всех участников 12,5% испытывали высокий уровень стресса, и эта группа, как правило, была моложе, женского пола, курила и выпивала менее трех алкогольных напитков в неделю. Что касается индивидуальных факторов стресса, то 17% испытывали финансовые трудности, 7% осуществляли неформальный уход, 45,8% испытывали трудности с мобилизацией, 31,5% страдали хронической болезнью, 40,9% пережили тяжелую утрату и 9,2% были разведены.
Исследователи обнаружили, что воздействие стрессоров в целом было связано с увеличением вероятности принадлежности к группе высокого риска на 61% четыре года спустя. Эффект был кумулятивным — при каждом испытанном стрессоре вероятность того, что люди окажутся в группе высокого иммунно-нейроэндокринного профиля, возрастала на 19%.
Стресс, связанный с финансовыми трудностями, был сильнейшим фактором, определяющим принадлежность к группе высокого иммунного и нейроэндокринного риска, за которым следовали длительные заболевания и тяжелая утрата. Участники, которые сообщали только о финансовых трудностях, о том, что у них может не хватить ресурсов для удовлетворения будущих потребностей, на 59% чаще относились к группе высокого риска четыре года спустя.