У человека существует инстинктивное восприятие музыки

Команда корейских исследователей из института KAIST использовала модель искусственной нейронной сети, чтобы определить принцип, которому мог бы соответствовать «музыкальный инстинкт» в мозге человека. Если это именно инстинкт, он должен быть буквально прошит в нейросети еще до всякого обучения и его действие должно быть спонтанным. ИИ-модель показала именно такой характер музыкального восприятия.
У человека существует инстинктивное восприятие музыки
Мелодии и ритмы во всех культурах очень похожи. Unsplash
Музыку называют универсальным языком, понятным людям всех культур. Видимо, этой универсальности мы обязаны «музыкальному инстинкту», возникшему в результате эволюции.

Команда корейских исследователей из института KAIST использовала модель искусственной нейронной сети, чтобы определить принцип, которому мог бы соответствовать «музыкальный инстинкты» в мозге. Если это именно инстинкт, он должен быть буквально прошит в нейросети еще до всякого обучения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ученые давно пытались выявить сходства и различия музыки, существующей в разных культурах, и понять происхождение универсальности музыкального восприятия. Работа, выполненная в 2019 году, показала, что музыка создается во всех этнографических культурах на Земле. Причем во всех используются схожие формы битов и мелодий. Нейробиологи также узнали, что за обработку музыкальной информации отвечает определенная часть человеческого мозга — слуховая кора.

Команда корейских ученых использовала модель искусственной нейронной сети, чтобы показать, что когнитивные функции при восприятии музыки работают спонтанно, как функция обработки слуховой информации, полученная от природы, безо всякого специального обучения музыке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исследовательская группа использовала AudioSet, крупномасштабную коллекцию звуковых данных, предоставленную Google, и научила искусственную нейронную сеть запоминать различные последовательности звуков.

Сеть тренировали на немузыкальных звуках, а потом предложили распознавать музыку. Возникли определенные наборы нейронов, которые отвечают только за музыкальное восприятие и слабо реагируют на другие звуки. См. левая картинку.
Сеть тренировали на немузыкальных звуках, а потом предложили распознавать музыку. Возникли определенные наборы нейронов, которые отвечают только за музыкальное восприятие и слабо реагируют на другие звуки. См. левая картинку.
https://www.nature.com/articles/s41467-023-44516-0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ученые показали, что определенные нейроны в сетевой модели избирательно реагируют на музыку. Они наблюдали спонтанно сформировавшейся набор нейронов, которые почти ни на что не реагировали кроме музыки. Например, крики животных или гудки машин. При этом набор «музыкальных» нейронов демонстрировал высокий уровень реакции на самые разные формы музыки, и инструментальной, и вокальной. Нейроны в модели искусственной нейронной сети продемонстрировали такое же реактивное поведение, как и нейроны в слуховой коре реального мозга.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Было обнаружено, что подавление активности «музыкальных» нейронов значительно ухудшает когнитивную точность восприятия других естественных звуков. То есть нейронная функция, обрабатывающая музыкальную информацию, помогает обрабатывать и другие звуки, например, речь.

Ученые считают, что этот «музыкальный инстинкт» может быть сформирован в результате эволюционной адаптации, целью которой была лучшая обработки звуков окружающего мира.

Первый шаг к музыке ИИ

Музыка радикально отличается от немузыкальных звуков.
Музыка радикально отличается от немузыкальных звуков.
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Профессор Юнг, который консультировал работу, сказал: «Результаты исследования предполагают, что эволюционное давление способствовало формированию универсальной основы для обработки музыкальной информации в различных культурах». Он пояснил значение исследования: «Мы надеемся, что эта искусственно созданная модель человеческой музыкальности будет полезна для самых разных приложений, включая создание музыки с помощью искусственного интеллекта, музыкальную терапию и исследования в области музыкального познания».

Он также прокомментировал ограничения работы: «Однако это исследование не принимает во внимание процесс развития, который происходит при занятиях музыкой, а мы хорошо знаем как меняется музыкальное восприятие при таких занятиях».