Древнейшие кости Homo Sapiens в Северной Европе показывают, что современные люди долго сосуществовали с неандертальцами

Новое исследование показало, что Homo sapiens обитали в Северной Европе как минимум 45 000 лет назад. Люди сосуществовали с неандертальцами в течение нескольких тысячелетий, прежде чем последние в конечном итоге вымерли.
Marcel Weiss, License: CC-BY-ND 4.0
Homo sapiens прибыли в Северную Европу как минимум 45 000 лет назад

В трех новых исследованиях, опубликованных в журналах Nature и Nature Ecology & Evolution (о климате и питании), ученые из Калифорнийского университета в Беркли провели генетический анализ 13 фрагментов костей, которые были найдены в немецкой пещере Ильзенхёле. Большинство из этих костей археологи раскопали еще в тридцатых годах прошлого века.

На месте также были обнаружены каменные инструменты, в том числе листовидные клинки. Этим клинкам не менее 40 000 лет. Подобные орудия встречались по всей Европе (от Великобритании до Польши), но исследователи не могли ответить на вопрос, изготовили ли их современные люди или неандертальцы.

ДНК-анализ

Клинки
Josephine Schubert, Museum Burg Ranis, License: CC-BY-ND 4.0

Сначала исследователи использовали белки, извлеченные из останков в пещере, чтобы доказать, что кости принадлежали людям. Затем ученые извлекли митохондриальную ДНК и обнаружили, что останки принадлежали нескольким Homo sapiens, которые были родственниками по материнской линии.

Согласно расчетам команды, возраст костей составляет от 44 000 до 47 500 лет.

Это указывает на то, что Homo sapiens появились в этом регионе гораздо раньше, чем считалось ранее, и долгое время сосуществовали с неандертальцами.

Далеко не вся ДНК, найденная в пещере, принадлежала людям: большая ее часть принадлежала животным-добыче, гиенам и медведям, которые впадали здесь в спячку.

Анализ зубов и костей этих животных показал, что, когда здесь жили люди, в этом районе был холодный климат, схожий с нынешней Сибирью. В среднем, температура была ниже на 7–15°C, чем сегодня.

По мнению исследователей, жившие здесь люди были мобильны и адаптированы к суровым условиям, но несмотря на это, они не монополизировали район и не часто вступали в прямые конфликты с неандертальцами.

Исследования не отвечают на вопрос, почему вымерли неандертальцы, но показывают, что люди сосуществовали с ними тысячи лет.

Пещера расположена под этим замком