В Канаде найдено ископаемое дерево возрастом 350 миллионов лет, которое не похоже ни на одно из ныне существующих

Исследователи обнаружили на юго-востоке Канады окаменелую породу деревьев возрастом 350 миллионов лет. Эти деревья имели крайне причудливый внешний вид, который ранее ученые не видели.
Tim Stonesifer
Доисторическим деревьям приходилось «экспериментировать» с различными эволюционными формами

В новом исследовании, опубликованном в журнале Current Biology, ученые описали доисторическое дерево, которое было найдено в месте под названием Сэнфордский карьер в канадской провинции Нью-Брунсвик. Это дерево, произраставшее около 350 миллионов лет назад, выглядит совершенно иначе, чем те, что можно найти в современных лесах.

Растение получило название Sanfordiacaulis densifolia. Необычное дерево было похоже на смесь папоротника и пальмы, но оно на 300 миллионов лет старше пальм. Листья пальмы обычно сконцентрированы на верхушке в небольшом количестве, но у этого нового дерева было более 250 крупных листьев не только на верхушке, но и вокруг ствола.

Высота Sanfordiacaulis densifolia составляла около 2,7 метров, а диаметр ствола – всего 16 сантиметров. Вокруг ствола по спирали росли листья, которые в итоге образовывали объемную крону на верхушке.

Считается, что 350 лет назад произошло землетрясение, которое повалило дерево в озеро и отпечатало его на дне.

Почему у дерева такое необычное расположение листьев?

Отпечаток дерева
Matthew Stimson

Исследователи точно не знают, почему листья на древнем дереве расположены таким образов. Вероятно, спиральная структура и широкая листва помогала растению улавливать как можно больше света для фотосинтеза. Это в свою очередь помогало дереву конкурировать с другими более мелкими растениями в той же среде обитания.

Небольшая высота указывает на то, что это растение – один из самых ранних примеров небольших деревьев, растущих в «зоне подполога» между растениями на уровне земли и более высокими деревьями.

Matthew Stimson

Находка указывает на то, что растительность в раннем каменноугольном периоде была более сложной, чем считалось ранее, и деревьям приходилось «экспериментировать» с различными эволюционными формами.

Кстати, ранее мы рассказывали о другой причудливой стратегии выживания среди растений: ученые нашли в Панаме древовидный папоротник, чьи отмершие листья превращаются в «зомби» и высасывают питательные вещества из почвы. Подробности об этом читайте в нашем материале.