Авторы исследования из Питтсбургского университета, США, говорят, что когда человек ловит знакомый запах, это может помочь избавиться от негативных стереотипов мышления и улучшить настроение.
Знакомые запахи могут помочь в лечении депрессии

Авторы считают, что запахи, по-видимому, более эффективны, чем реальные слова, когда речь заходит о том, чтобы вызвать конкретное воспоминание о счастливом событии. Они предполагают, что ароматы могут быть даже полезны в клинических условиях как средство, помогающее людям с депрессией перестроить свой образ мышления, что в конечном итоге способствует более быстрому и плавному восстановлению.

Ранее ученые уже замечали, что людям с депрессией трудно запоминать конкретные автобиографические воспоминания, однако запахи позволяют вызывать более яркие образы. Вероятно, это происходит потому, что они воздействуют на миндалевидное тело через нервные связи, берущие начало в обонятельной луковице.
«Для меня было удивительно, что никому раньше не пришло в голову изучить восстановление памяти у людей с депрессией с помощью запаховых сигналов», — говорит Кимберли Янг, старший автор исследования.
Как проходило исследование
Янг решила проверить, поможет ли задействование миндалевидного тела людям, страдающим депрессией, получить более эффективный доступ к своим воспоминаниям. Однако вместо использования дорогостоящих и часто недоступных тестов на сканирование мозга исследовательская группа решила прибегнуть к низкотехнологичным методам.
Авторы исследования представили группе участников серию флаконов из непрозрачного стекла, содержащих мощные знакомые ароматы. Примерами ароматов были апельсины, молотый кофе, крем для обуви и дым от электронных сигарет. Понюхав флаконы, участники должны были вспомнить что-то конкретное, хорошее или плохое.

Удивительно, но запоминание оказалось более сильным у людей с депрессией, которые получали сигналы запаха вместо словесных. Те, кому давали подсказки по запаху, с большей вероятностью вспоминали конкретное событие (например, поход в кофейню в прошлую пятницу), чем более общие воспоминания (о том, что они бывали в кофейнях раньше). Воспоминания, вызванные запахами, также, как правило, были гораздо более яркими, ощущались более захватывающими и реальными. Важно отметить, что, хотя участников не просили специально вызывать положительные воспоминания, они с гораздо большей вероятностью вспоминали позитивные события прошлого.
В дальнейшем Янг планирует провести более технологичные исследования с использованием сканирования мозга, чтобы доказать, что запахи помогают воздействовать на миндалевидное тело людей, страдающих депрессией, сильнее, чем слова.