Живая музыка вызывает в мозге более сильные эмоции, чем самая лучшая запись

Исследование, проведенное в Цюрихском университете, показало, что «живая музыка» вызывает в мозге более сильную эмоциональную реакцию, чем прослушивание музыки с устройства. При живом прослушивании активизируются сразу многие регионы мозга. Ученые предполагают, что живое звучание имеет глубокие эволюционные корни.
Живая музыка вызывает в мозге более сильные эмоции, чем самая лучшая запись
Пианист. Unsplash
Как бы ни были хороши устройства, воспроизводящие музыку, живое исполнение они заменить не могут: мозг четко отличается одно от другого

Музыка оказывает сильное влияние на наши эмоции. Многие исследования показали, что прослушивание музыки стимулирует эмоциональные и творческие процессы в нашем мозгу. Но что происходит, когда мы слушаем музыку вживую, например, в опере или на концерте? Есть ли разница в реакции мозга в зависимости от того, слушаем мы живую музыку или запись?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Команда исследователей из Цюрихского университета во главе с Сашей Фрюхольцем, профессором когнитивной и аффективной нейробиологии, исследовала эти вопросы. Ученые сравнили воздействие живой и записанной музыки на эмоциональные процессы в человеческом мозге. В ходе эксперимента пианист менял исполняемые произведения, чтобы ученые могли сравнить изменения в реакциях миндалевидного тела — эмоционального центра мозга.

Живая музыка для слушателей в томографе

Исследователи провели эксперимент, в котором пианист менял музыку, которую он играл, чтобы усилить эмоциональные реакции в миндалевидном теле — эмоциональном центре мозга. Credit: UZH, Sascha Frühholz.
Исследователи провели эксперимент, в котором пианист менял музыку, которую он играл, чтобы усилить эмоциональные реакции в миндалевидном теле — эмоциональном центре мозга.
Credit: UZH, Sascha Frühholz
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ученые использовали магнитно-резонансную томографию для измерения активности миндалевидного тела у 27 слушателей. Основываясь на этих измерениях, пианист в реальном времени менял произведения и характер исполнения, чтобы усилить эмоции слушателя. Контрольной группе слушателей проигрывали запись той же музыки в исполнении того же музыканта.

«Наше исследование показало, что приятные и раздражающие эмоции, возникающие при прослушивании живой музыки, вызывают более сильную и устойчивую активность в миндалевидном теле, чем записанная музыка. Живое исполнение также стимулирует более активный обмен информацией во всем мозге, что указывает на сильную реакцию аффективных и когнитивных регионов», — говорит профессор Фрюхольц.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исследователи проанализировали, как фортепианная музыка согласуется с мозговой деятельностью аудитории. Устойчивая синхронизация между субъективными эмоциональными переживаниями и слуховой системой мозга наблюдалась только тогда, когда публика слушала живое исполнение. Более того, только живая музыка продемонстрировала сильную и положительную связь между особенностями музыкального исполнения и мозговой активностью слушателей.

Музыка и эволюция

Люди тысячелетиями слушали живую музыку. Но чтобы ее послушать необходимо было оказаться рядом с исполнителем, что не всегда возможно. Благодаря технологическому прогрессу в начале XX века, музыку удалось записать и сделать широко доступной для любого человека. Однако даже сегодня, несмотря на платформы потоковой передачи музыки и высококачественные системы воспроизведения, опыт посещения живого концерта невозможно воссоздать в записи.

«Возможно, удастся проследить эволюционные корни музыки», — говорит Фрюхольц. — «Людям нужны эмоциональные переживания живой музыки. Мы хотим, чтобы музыканты своими выступлениями отправляли нас в эмоциональное путешествие».