Исследование: работа мозга билингв отличается от мышления одноязычных еще в младенческом возрасте

Ученые давно предполагали, что дети из билингвальных семей уже на первом году жизни обрабатывают речь, которую слышат от родителей, немного не так, как остальные люди. В новом исследовании команде из Великобритании, Испании и Канады удалось подтвердить этот факт при помощи функциональной спектроскопии ближнего инфракрасного диапазона — ее использовали для измерения реакций мозга 4-месячных младенцев.
Исследование: работа мозга билингв отличается от мышления одноязычных еще в младенческом возрасте
Unsplash
Мозг билингвов уникален! Этот факт подтверждает все больше и больше исследований.

Ученые из Кембриджского университета, Университета Торонто и Баскского центра познания, мозга и языка объединились и провели эксперимент, для которого отобрали испанские и смешанные испано-баскские семьи с четырехмесячными детьми. Всего в исследовании принял участие 81 ребенок, чьи родители имели примерно одинаковый род деятельности, образование и уровень дохода.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Детей разделили на две группы (билингвы и монолингвы), а затем дали им прослушать несколько аудиозаписей. На них три носительницы языка читали отрывки из книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», но это были не простые записи, а измененные: для каждого женского голоса ученые собрали блоки из 24 неповторяющихся предложений с интервалом около 0,5 секунды между ними. Кроме того, детям также проигрывали записи чтения наоборот, чтобы оценить реакции их мозга на знакомые и незнакомые речевые стимулы.

Для этой оценки авторы работы использовали метод функциональной ближней инфракрасной спектроскопии — это мониторинг мозга, который позволяет фиксировать активацию отдельных зон мозга в реальном времени.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Отец и дочь
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как мозг билингв воспринимает звуковую информацию?

Исследование подтвердило тот факт, что одноязычные и двуязычные дети уже в первые месяцы жизни, когда еще не умеют говорить, по-разному воспринимают речь. У младенцев-билингв наблюдались значительные мозговые реакции в двусторонних нижних лобных и височных областях во время обработки знакомой им речи. Таким же образом они реагировали и на «перевернутую» аудиозапись. У детей из одноязычных семей активировались преимущественно височные области левого полушария, а реакция мозга на неизвестные им речевые стимулы была более выраженной, чем на известные.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На основе этих данных ученые сделали вывод, что уже в четырехмесячном возрасте одноязычные младенцы хорошо знакомы с особенностями их родного языка и практически без труда могут определить его среди иностранной речи. Билингвам же сделать это сложнее.

Молодая семья
Freepik

Однако эта особенность может сыграть на руку билингвам в будущем: разнообразная языковая среда запускает функциональную адаптацию мозга к более скоростному обучению. А быстрая обучаемость, как известно, имеет ряд преимуществ: это может помочь быстрее осваивать новые навыки и знания, стремительно подниматься по карьерной лестнице, повысить уверенность в себе, улучшить качество жизни и многое другое.