Древнейшая половая хромосома появилась у осьминогов примерно 380 миллионов лет назад

Исследователи из Университета Орегона в Юджине обнаружили самую древнюю из известных половых хромосом у животных. Это Z-хромосома осьминога, которая появилась у древнего предка осьминогов около 380 миллионов лет назад.
Калифорнийский осьминог (Octopus bimaculoides) имеет одну или две копии хромосомы 17, в зависимости от пола. Norbert Wu/Minden Pictures via Alamy
Половое размножение далеко не всегда в природе связано с генетикой. Иногда на то, разовьется самка или самец, влияет окружающая среда. Оказывается у осьминогов — связано, и их половые хромосомы — самые древние.

«Мы наткнулись, вероятно, на самую древнюю из известных на сегодняшний день половых хромосом животных», — говорит соавтор работы, генетик-эволюционист Эндрю Керн из Университета Орегона в Юджине. — «Определение пола у головоногих моллюсков, таких как кальмары и осьминоги, было загадкой — мы нашли первые доказательства того, как в этом задействованы гены».

У многих животных, включая большинство млекопитающих и некоторых насекомых, половые хромосомы определяют, станет ли особь «мужской» или «женской». У людей женщины обычно имеют две половые Х-хромосомы, а мужчины обычно имеют одну Х- и одну Y-половую хромосому. Но для некоторых групп животных, таких как головоногие моллюски, в число которых входят животные с мягким телом, такие как кальмары и осьминоги, и существа с твердым панцирем — наутилусы, исследователи не знают, как определяется пол особи. Ученые обычно считали, что определенную роль играют факторы окружающей среды, такие как температура, как и в случае с некоторыми рептилиями и рыбами.

Поиски Z-хромосомы

В 2015 году исследователи впервые сообщили о секвенировании генома головоногих моллюсков — самца калифорнийского осьминога Octopus bimaculoides. В последнем исследовании Керн и его коллеги составили карту генома самки калифорнийского осьминога. Они обнаружили 29 пар хромосом и одну единственную хромосому, названную хромосомой 17. Напротив, геном самца осьминога имел две копии хромосомы 17. Это различие привело исследователей к гипотезе, что хромосома 17 является половой хромосомой.

Секвенирование ДНК других осьминогов O. bimaculoides подтвердило эту идею. У у самцов всегда было две копии хромосомы 17, тогда как у самок — одна копия. Хромосома 17 содержит несколько генов, подобных тем, которые кодируют белки репродуктивных тканей человека, включая белок, обнаруженный в сперме. У животных, включая птиц и бабочек, самцы также имеют две половые хромосомы Z, тогда как самки имеют одну половую хромосому Z и одну W.

Но исследователям не удалось обнаружить W-хромосому у самок осьминогов. Это позволило предположить, что у мужчин есть половые хромосомы ZZ, тогда как у женщин — ZO, причем буква «O» означает отсутствие W-хромосомы.

Хорошо сохранился. В целом

Команда также обнаружила Z-хромосомы у некоторых других видов осьминогов и кальмаров, но не у наутилуса.

Наутилусы
Последние оставшиеся виды наутилоидов (по часовой стрелке сверху слева). Камерный наутилус (Nautilus pompilius), пупочный наутилус (Nautilus macromphalus), раковистый наутилус (Allonautilus scrobiculatus), балийский камерный наутилус (Allonautilus perforates), наутилус Палау (Nautilus belauensis) и белопятнистый наутилус (Nautilus stenomphalus). Несколько сотен миллионов лет назад назвать всех морских наутилоидов было бы гораздо сложнее.

«Эта закономерность показывает, что Z-хромосома возникла в линии, которая привела к появлению современных кальмаров и осьминогов уже после того, как эта линия отделилась от наутилусов с твердым панцирем», — говорит Керн. Это означает, что Z-хромосома впервые появилась между 450 и 250 миллионами лет назад и сохранилась до наших дней, отмечает генетик. Ранее считалось, что самая древняя из известных половых хромосом животных возникла у осетровых рыб около 180 миллионов лет назад.

«Данные, представленные в этой статье, определенно позволяют предположить, что головоногие моллюски имеют одни из самых древних половых хромосом как среди животных, так и среди растений», — говорит Сара Кэри, из Института биотехнологии Hudson Alpha в Хантсвилле, штат Алабама.

Брачные игры современных осьминогов