Почему и одних людей сильная рука правая, а у других — левая. Генетики нашли ответ

Генетики из Института психолингвистики Макса Планка в Неймегене, Нидерланды нашли генетическое объяснение леворукости. Как показало исследование, сильную руку определяют гены, ответственные за экспрессию белков тубулинов.
Десятки генетических факторов связаны с леворукостью, которая встречается примерно у 10% населения. incamerastock/Alamy
Левшей не надо переучивать. Они такими родились и им так намного удобнее.

Генетик и нейробиолог Клайд Франкс и его коллеги из Института психолингвистики Макса Планка в Неймегене, Нидерланды опубликовали работу в журнале Nature Communication, в которой нашли генетическое объяснение леворукости. Как показало исследование, сильную руку определяют гены, ответственные за экспрессию белков тубулинов.

Левши и правши

Сильная рука у человека – обычно правая. Но не всегда. Наверное, самые знаменитые левши – Пол Маккартни и Диего Марадона. Левшей в мире меньше, чем правшей, но их довольно много, примерно, 10%. Леворукость – врожденное качество, но до сих пор не было генетического объяснения, что же его определяет.

Раньше левшей старались переучивать, и часто они осваивались — учились, например, писать правой рукой. Но сделать это им было не проще, чем правше научиться писать левой.

Левша Пол Маккартни держит гитару не так, как правши Харрисон и Леннон

То, что Маккартни левша, знают, наверно, все. Но в «Битлс» левшей было двое. Ринго Старр тоже левша, правда, переученный.

Один из самых драматических эпизодов в истории мирового футбола: Диего Марадона забивает гол в ворота сборной Англии — рукой. И эта рука — левая.

Во всем виноваты тубулины

Клайд Франкс и его команда искали генетические варианты левшей в последовательностях полногеномных данных, собранных Британским биобанком (UK Biobank). Ученые проанализировали генетические данные 313 271 правши и 38 043 левшей. Это позволило выявить варианты гена тубулина, которые в 2,7 раза чаще встречались у левшей, чем у правшей.

Белки тубулины собираются в длинные трубчатые нити, так называемые микротрубочки, которые отвечают за формирование внутреннего скелета клеток. Еще микротрубочки образуют реснички – волосковые выступы на клеточных мембранах. А реснички направляют потоки жидкости во время развития эмбриона. В зависимости от вариаций тубулина у микротрубочек возникают небольшие изменения, но таких изменений достаточно, чтобы потоки жидкости вокруг клетки изменили направление, и развитие эмбриона пошло по «правому» или «левому» маршруту.

Левое и правое полушария мозга

Франкс говорит, что есть и более фундаментальный процесс, за который, вероятно, ответственны тубулины. Исследование их генетических вариантов может дать ответ на один из трудных вопросов нейробиологии: почему левое и правое полушария мозга развиваются и работают по-разному.

«Это важное и значимое исследование», которое подтверждает участие тубулинов в определении асимметрии левого и правого полушарий мозга, — говорит Себастьян Окленбург, нейробиолог из Медицинской школы Гамбурга в Германии.