AlpaFold3: вселенная белков получила инструмент, моделирующей ее динамику

Команда Google DeepMind выпустила новую версию модели AlphaFold3. Она не может не только описывать трехмерную структуру белков (это умела AlphaFold2), но и прогнозировать изменения белка при его взаимодействии с РНК, ДНК, другими белками и молекулами. Ученые считают, что в первую очередь это позволит разрабатывать новые лекарства.
AlpaFold3: вселенная белков получила инструмент, моделирующей ее динамику
Модель AlphaFold3 бактериального фермента, связанного с химическим веществом. Isomorphic Labs
Новая версия AlphaFold3, это уже не «революция», какой была AlphaFold2, а, скорее, эволюция: ИИ уверенно проникает в клетку и делает работу микробиологов и фармацевтов все более предсказуемой и быстрой.

С тех пор, как в 2021 году был выпущен мощный инструмент искусственного интеллекта AlphaFold2, ученые использовали эту ИИ-модель прогнозирования структуры белка, чтобы нанести на карту один из важнейших биологических механизмов, работающих в наших клетках. Ученые используют AlphaFold2 для поиска новых лекарств. Им удалось составить карту белковой вселенной, на которой отражены все известный белки — их описано уже 200 миллионов.

Несмотря на такие успехи, Джона Джампера, который возглавляет разработку AlphaFold в Google DeepMind в Лондоне, регулярно спрашивают, может ли этот инструмент сделать больше. Что в первую очередь интересует ученых? Как модифицировать белки, чтобы они изменяли свои функции и делали то, что нужно исследователям. Как белки изменяются при взаимодействии со структурами ДНК, РНК и другими белками. И вот с выходом новой версии модели AlphaFold2 на часть этих вопросов удалось ответить.

Новая версия AlphaFold и динамика белков

Последняя версия AlphaFold, описанная Nature должна дать ученым возможность предсказывать структуры белков во время взаимодействия с другими молекулами. Но если DeepMind предоставила версию инструмента 2021 года бесплатно и без ограничений, доступ к AlphaFold3 будет ограничен некоммерческим использованием через веб-сайт DeepMind.

AlphaFold2 предсказывает структуру белка по его аминокислотной последовательности с точностью, не уступающей экспериментальным методам (в том числе самому точному методу — рентгеноструктурному анализу)..По как будет работать белок зависит не только от его аминокислотного состава, но и от его трехмерной структуры. И AlphaFold позволил эту структуру получить очень быстро и очень дешево, по сравнению с другими методами.

В открытой базе данных AlphaFold хранятся структуры почти всех известных белков. Доступность кода AlphaFold2 также позволила другим исследователям легко использовать и модифицировать: одна из версий уже позволила предсказать взаимодействия между несколькими белками. Эта возможность уже включена в обновление AlphaFold2. Некоторые примеры взаимодействия белков с РНК и ДНК тоже были исследованы, но ученые хотели большего. Они хотели работать не отдельными белками, а со всей «вселенной белков».

Основное обновление

Фермент Хеликаза. Его главная функция — расплетать ДНК. Но во время работы он сам меняется. С помощью AlphaFold3 микробиологи смогли увидеть эти изменения

AlphaFold3 использует новую (по сравнению с AlphaFold2) сеть машинного обучения, — так называемую диффузионную модель. Такая модель уже стала традиционной при генерации изображений используется такими программами как Midjourney.

Ученые — особенно те, кто занят поиском новых лекарств — традиционно используют программное обеспечение для физического моделирования и проверки того, насколько хорошо химические вещества связываются с белками. AlphaFold3 оказался лучше других программ при моделировании этих процессов.

Команда Фрэнка Ульманн, биохимика из Института Фрэнсиса Крика в Лондоне получила возможность работать с AlphaFold3 одной из первых. Ученым удалось предсказать структуру белков, взаимодействующих с ДНК на этапе копирования генома, который предшествует делению клеток. Результат ученые оценили, как блестящий.

Ограниченный доступ

Трехмерная форма белка (в трех разных форматах изображения)

В отличие отAlphaFold2, ученые не смогут запустить собственную версию AlphaFold3, а код, лежащий в основе AlphaFold3 и полученный после обучения модели, не будет обнародован. Вместо этого исследователи получат доступ к «серверу AlphaFold3». Ученые смогут вводить выбранную ими белковую последовательность и набор дополнительных молекул. Ульман говорит: «Вы загружаете белок, и через 10 минут у вас есть структуры».

Но доступ к серверу AlphaFold3 ограничен. В настоящее время пользователи ограничены 10 предсказаниями в день. Кроме того, невозможно получить структуры белков, связанных с возможными лекарствами. «Мы должны найти баланс между доступность и безопасностью, в первую очередь при разработке лекарств», — говорит Пушмит Кохли, руководитель отдела исследований искусственного интеллекта DeepMind и соавтор исследования.

Тем не менее ученые полны оптимизма, и они надеются на скорое появление открытого кода AlphaFold3 Сергей Овчинников, биолог-эволюционист из Массачусетского технологического института разработал веб-версию AlphaFold2. Овчинников считает, что на разработку аналогичной версии AlphaFold3 не потребуется много времени: «Я ожидаю появления решений с открытым исходным кодом уже до конца года».