Ученые заморозили ткани мозга на 18 месяцев, а потом оттаяли...

Группа исследователей из Национального детского медицинского центра Фуданьского университета в Китае разработала метод замораживания и оттаивания тканей головного мозга без повреждения. Этот метод позволит сохранять ткани мозга для научных целей.
Ученые заморозили ткани мозга на 18 месяцев, а потом оттаяли...
Органоид мозга, выращенный из стволовых клеток. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1934590921002952?via%3Dihub
Образцы мозга у пациентов берут в медицинских целях регулярно. Но ученые постоянно испытывают нехватку таких образцов. Это связано с тем, что такие образцы невозможно долго хранить. И вот, кажется, проблема решена.

В своем исследовании, опубликованном в журнале Cell Reports Methods, группа протестировала обработку тканей органоида мозга специальным набором химических соединений, а затем заморозила их с помощью жидкого азота.

Предыдущие исследования показали, что независимо от того, насколько быстро замораживается мозговое вещество, процесс замораживания и оттаивания всегда приводит к повреждению и разрушению ткани. Это усложняет изучение вещества мозга, поскольку исследования необходимо проводить сразу после получения образца ткани. Теперь команда из Китая нашла способ решить эту проблему, пропитав ткань перед замораживанием специальным раствором.

Чудодейственный раствор MEDY

Схема эксперимента по замораживанию тканей мозга.
Cell Reports Methods (2024). DOI: 10.1016/j.crmeth.2024.100777

Работа включала погружение или вымачивание органоидов головного мозга (тканей мозга, выращенных из стволовых клеток) в соединениях-кандидатах, а затем их замораживание и оттаивание, чтобы проверить, как поведет себя ткань. После многих попыток ученые нашли решение, которое работает — это смесь этиленгликоля, метилцеллюлозы и некоторых других соединений. Ученые назвали полученный раствор MEDY.

Исследователи протестировали MEDY в различных условиях, чтобы увидеть, насколько хорошо он защищает ткани мозга от повреждения при замерзании. Ученые меняли возраст органоидов до замораживания и продолжительность их замачивания в растворе MEDY. Затем они позволили органоидам возобновить рост после того, как их оттаяли через 150 дней. И органоида стали расти и развиваться.

Исследователи обнаружили лишь небольшую разницу между органоидами, которые были заморожены, и теми, которые не были заморожены, даже теми, которые были заморожены на срок до 18 месяцев.

В качестве заключительного теста исследовательская группа применила свою технику на образце ткани мозга, полученном от живого пациента-человека, и обнаружила, что технология работает так же хорошо.

Исследовательская группа предполагает, что их метод позволит нейробиологам хранить образцы тканей головного мозга достаточно долгий срок, чтобы можно было проводить исследования мозга и нервной системы.