Люди с хорошей репутацией, проявляющие помощь другим, чаще получают поддержку от третьих лиц, — гласит теория косвенной взаимности. Однако в рамках более широкого сотрудничества в обществе должно быть согласие по поводу весомости репутации. Часто репутация бывает либо «хорошей», либо «плохой» и основана на ограниченной информации. Правда, в современном мире есть гораздо больше данных о поведении людей.
Что влияет на вашу репутацию? Ученые раскрыли секрет успешного сотрудничества!


Как улучшить общение
Теория косвенной взаимности предполагает, что принцип репутации может работать лишь в обществах с развитой системой норм и государственными институтами, которые обеспечивают соблюдение норм. При этом западные эксперты отмечают: чаще всего репутация — это результат множества действий и процессов.
- Мари Кавакацу, научный сотрудник лаборатории Плоткина в США, поясняет: «Многие научные модели о принципах репутации часто предполагают, что лишь одно действие определяет репутацию человека. Однако на деле люди оценивают множество поступков, чтобы сделать вывод».
- Теперь же учёные с помощью математического моделирования доказали: анализ нескольких действий и прощение некоторых ошибок — эффективный метод оценки поведения (репутации) человека и сотрудничества в группе людей.
- Описанный метод назвали «посмотри дважды, прости один раз» и описали в статье, которую опубликовали в журнале Nature.
- При этом предыдущие исследования также затрагивали темы косвенной взаимности, например, западный ученый Тейлор А. Кессинджер оценивал, сколько слухов нужно для поддержания сотрудничества в группе.

Моделирование общения
Суть косвенной взаимности заключается в следующем: «Я не проявляю доброту к партнеру из-за того, что он был добр ко мне. Я добр к партнеру, потому что он хорошо обращается с другим человеком, которого я уважаю», — объясняет Тейлор М. Кессинджер.
Так, если мы наблюдаем два взаимодействия своего потенциального партнера и хотя бы одно из них положительное, мы будем склонны сотрудничать с человеком.
Нынешние результаты исследования поразили экспертов: стратегия «посмотри дважды, прости один раз» оказалась незаменимой другими методами.
- «Информация — это двусторонний меч», — заключают ученые.