Каким будет новый вектор развития киноиндустрии: дискуссия IV Конгресса молодых ученых о технологиях в кино
На этот раз Конгресс выступил крупнейшей площадкой для диалога между ведущими представителями научного сообщества и креативным сектором реальной экономики. Социальная платформа Фонда Росконгресс – Фонд Инносоциум – представила на IV Конгрессе молодых ученых сессии, продвигающие креативную повестку в научной среде и формирующие условия для использования высокотехнологичных проектов, новаторских идей и разработок молодых ученых в секторе креативных индустрий. Так, значительный акцент был сделан на кинопроизводство.
Как работают технлогии в кино
Сессия «Kinotech: новый вектор развития киноиндустрии» открыла релевантное направление стратегически важными вопросами о новых вызовах и возможностях, создаваемых современными технологиями в кино, уровне развития технологичных инструментов кинопроизводства, состоянии рынка отечественного программного обеспечения, оборудования и кадров, этике применения продуктов искусственного интеллекта как нового, зарождающегося субнаправления аудиовизуального контента. Модератором сессии выступил основатель студии виртуального производства XOVP Ярушников Юрий.
Безусловный фокус внимания дискуссии «Kinotech: новый вектор развития киноиндустрии» был направлен на область генеративной графики, создаваемой с помощью различных продуктов искусственного интеллекта. Основные тезисы, единогласно поднятые и принятые спикерами формировались вокруг необходимости этического регулирования искусственного интеллекта и важности выработки стратегии экологичного применения:
- Этики со стороны человека – осознанное применение и обучение нейросетей;
- Этики самой нейросети – формирование норм, в том числе со стороны государственного и законодательного регулирования;
- Этики хранения данных, созданных с помощью нейросетей.
Эксперт Павел Перегудов, генеральный директор ООО «Студия Проспект»; креативный продюсер, основатель международного конкурса MyFilm48, подсветил важность нейросетей как трансформационного инструмент для киноиндустрии, который уже служит для оптимизации различных процессов производства. Однако ключевым вызовом текущего времени является дефицит кадров, квалифицированных промт-инженеров, способных грамотно работать с генерацией контента.
Синтез искусства и технологий
Одно из ключевых важных стратегических направлений дискуссии «Kinotech: новый вектор развития киноиндустрии» – синергия искусства и технологий, стык научных, технических и креативных областей. В рамках этой темы Алексей Храмцов, руководитель направлений Центра технологий «Метаверса», ПАО Сбербанк презентовал решения в создании медиаконтента и рассказал о новом хабе технологичного производства в области визуальных эффектов и иных технологий, который создается сейчас на базе киностудии «Мосфильм».
«Новый вектор развития кинопроиндустрии – вектор объединения. Кластерный подход к формированию экосистемы технологий и инструментов на базе AI способствует росту конкурентоспособности российского рынка и рождению прогрессивных проектов», — поделился Алексей Храмцов.
Также Александр Гофман, руководитель центра «Креатех» МГТУ им. Н. Э. Баумана представил направление подготовки «универсальных» инженеров – кадров, которые способны взаимодействовать с новыми кинопроизводственными инструментами, обеспечивать работу с аппаратно-программным комплексом в креативных индустриях.
«Креативная индустрия изменила подход к техническому образованию. На данной стадии прогрессивных изменений в кино в частности — очень важно заложить инженерное ядро. Правильно начать импортозамещать устройства и программное обеспечение», - отметил Александр Гофман.
Подтвердил важность научного подхода к созданию контента Алексей Замыслов, режиссер, сценарист ООО «Анимационная студия Воронеж». Анимационная студия на собственной платформе и уже более 20 лет создает программные продукты в области анимации, которые востребованы на данном рынке и другими флагманскими российскими студиями.
«Безусловно, технологии в сфере анимации нельзя рассматривать без развития направления исследований и разработок (R&D). В связи с санкциями зарубежное программное обеспечение стало недоступно. При поддержке РФРИТ наша студия создала "Анимационную 3D-платформу" — отечественное решение, которое позволяет собирать 3D-сцены, разрабатывать внешний вид персонажей, эффективно освещать и визуализировать 3D-сцены. Но для создания 3D-контента требуются еще порядка пяти модулей (анимация, риггинг, динамика персонажей, спецэффекты, композитинг), реализация которых позволит создавать продукт без зависимости от зарубежного ПО на качественном современном уровне», — рассказал Алексей Замыслов.
Виртуальность и реальность
Активное обсуждение в блоке заняла сфера фиджитал — в которой слияние виртуального с реальным является безусловным трендом. Например, Никита Букреев, CEO SensoryLAB, исследователь психологии запахов и мультисенсорного восприятия в своем докладе отдельное внимание уделил исследованию активности психофизиологии в восприятии контента, рассказал про зарождающееся движение Smell-O-Vision – ароматической повествовательной линий.
Важность донесения смыслов в том числе и посредством всего арсенала нового технологичного производства – основной фокус доклада Дмитрия Белосохова, генерального продюсера АНО «Центр развития киноиндустрии "Киностудия имени Кира Булычева", основателя детско-юношеской киноплатформы "Киносферум", киношколы "Ты кадр". Спикер обозначил необходимость создания экологичного и прогрессивного контента для детей 6-18 лет.
«С одной стороны, я был крайне впечатлен новейшими разработками и способностями ИИ в рамках медиа, с другой, еще больше насторожен в том, что этим всем нужно начать управлять. И обязательно пустить это на создание светлого будущего. Когда мы не занимаемся инженерингом добра — автоматически происходит инженеринг зла», — заключил Дмитрий Белосохов.