Трансильванские хроники XVI века рассказали, как Малый ледниковый период изменил жизнь людей

Румынские ученые проанализировали многочисленные письменные источники, которые описывают климатические и погодные условия на территории Трансильвании (нынешняя Румыния) в XVI веке. Здесь «Малый ледниковый период» принес не похолодание, как на западе Европы, а засуху и жару, которые к концу века сменились ливнями и наводнениями.
Владимир Губайловский
Владимир Губайловский
Трансильванские хроники XVI века рассказали, как Малый ледниковый период изменил жизнь людей
«Архив общества» — содержит отчеты и наблюдения о местном климате прошлых столетий. Gaceu et al., 2024.
Ледники, осадочные породы, пыльца, кольца деревьев помогают реконструнсруировать климат прошлого. Но кроме «архива природы», есть «архив общества» — дневники, путевые заметки, приходские или монастырские записи и другие письменные документы. Они тоже отражают климатические изменение, происходившие в прошлые века.

На западе европейского континента в XVI веке наступило похолодание, известное как «Малый ледниковый период». Во второй половине века температура во многих странах упала на 0,5°C. Но в Трансильвании (нынешняя территория Румынии) наоборот установилась аномальная жаркая и сухая погода. Во второй половине века засухи сменились обильными осадками и наводнениями, особенно в 1590-х годах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Румынские ученые проанализировали многочисленные письменные источники, которые описывают климатические и погодные условия на территории Трансильвании (нынешняя Румыния) в XVI веке. Исследование было опубликовано в журнале Frontiers in Climate.

Хроники и дневники показали, как люди воспринимали, реагировали и подвергались влиянию суровых погодных явлений. .
Хроники и дневники показали, как люди воспринимали, реагировали и подвергались влиянию суровых погодных явлений. .
Gaceu et al., 2024
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Источники рассказывают об особенно жаркой и сухой первой половине века. «В одном из источников, описывающем лето 1540 года мы читаем: "Источники высохли, реки превратились в ручейки. Скот падал на полях, и воздух был густым от отчаяния, когда люди выходили, чтобы молиться о дожде", — говорит соавтор работы Тудор Качиора. — "Этот яркий рассказ подчеркивает эмоциональные и духовные аспекты жизни в условиях экстремальных климатических условий".

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Климатические катастрофы, как двигатель прогресса

Как бы трагично это ни было, экстремальные погодные условия и вызванные ими бедствия приводили не только к потерям, но к положительным изменениям. «Города развивали устойчивую к наводнениям инфраструктуру, или постепенно смещались в более благоприятные районы. Проблемы подталкивали технологические инновации, такие как улучшение систем орошения или перестройку складских помещений», — объяснил Качиора.

Источники включали дневники, путевые заметки, приходские или монастырские записи и другие письменные документы.
Источники включали дневники, путевые заметки, приходские или монастырские записи и другие письменные документы.
Gaceu et al., 2024.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Человеческий фактор

Несмотря на обширные источники, исследование сталкивается с рядом ограничений, отметили исследователи. Грамотных было очень мало, записи часто субъективны, чаще всего они описывают только локальные события, а о более далеких регионах сообщает непроверенные слухи. Кроме того, записи фрагментированы. Например, исследователи не смогли включить какие-либо записи примерно за 15 лет XVI века, либо потому, что записей не было, либо потому, что они противоречат друг другу и непонятно какому источнику отдать предпочтение.

Тем не менее, эти записи не только дают представление о том, как люди в прошлом жили во время климатических кризисов, но и актуальны для современных стратегий устойчивости к изменению климата, особенно для понимания социально-экономических последствий экстремальных погодных явлений и их роли в формировании истории человечества.

«Изучение климатических записей из архива общества так же важно, как и анализ природных источников», — говорит Качиора. — «Оно обеспечивает антропоцентричный взгляд на прошлые климатические события и этот взгляд для нас крайне важен».