Исследование, опубликованное в журнале Humanities and Social Sciences Communications, было посвящено теме повествования, столь же древней, как и сама западная литература: мифу о Пигмалионе.
Может ли ИИ написать историю любви лучше, чем человек: исследование

Как проводилось исследование
Для проведения своего эксперимента исследователь из Калифорнийского университета в Беркли Нина Бегуш набрала 250 человек с помощью платформы Amazon Mechanical Turk и попросила их написать короткие рассказы, основанные на простых подсказках, о том, как люди создают искусственных существ и влюбляются в них. Затем она попросила OpenAI GPT-3.5 и GPT-4 сгенерировать 80 историй, используя идентичные подсказки.
В каждой отдельной истории, будь то написанной человеком или искусственным интеллектом, использовались научные или технологические средства в качестве основы. Но за этими общими рамками между двумя группами обнаружились серьезные различия.

Истории, написанные с помощью ИИ, отражали более прогрессивные взгляды на гендер и сексуальность, чем те, что были написаны людьми. В то время как авторы-люди в основном придерживались традиционной гендерной динамики (создатели — мужчины, искусственные существа — женщины), в системах ИИ часто фигурировали женщины-создатели и, скорее всего, включали однополые отношения. Почти в 13% историй с использованием искусственного интеллекта фигурировали однополые пары, по сравнению всего с 7% рассказов, написанных людьми.
Этот результат ставит под сомнение распространенные предположения о том, что системы искусственного интеллекта просто повторяют человеческие предубеждения, обнаруженные в их обучающих данных. Вместо этого, это указывает на то, что новые модели искусственного интеллекта могут быть специально разработаны для создания более эгалитарного контента (текстов, пропагандирующих или отражающих равенство между социальными категориями).
Несмотря на этот прогрессивный подход, ИИ-сторителлинг продемонстрировал серьезные недостатки. Созданные машиной истории следовали предсказуемым формулам с почти идентичной структурой абзацев. Они часто опирались на стандартные фразы и клише, представляя упрощенные моральные идеи о принятии и продвижении в обществе.

Человеческие истории, хотя иногда и менее отточенные, демонстрировали гораздо большую креативность и эмоциональную глубину. Они исследовали такие сложные темы, как горе, одиночество и одержимость, которые в значительной степени отсутствовали в рассказах ИИ. Некоторые писатели-люди вводили по-настоящему творческие повороты сюжета, например, когда создателей заменяли их творения, или два искусственных существа влюблялись друг в друга.
Человеческие истории часто начинались с более захватывающих вступлений. Одна начиналась словами: «Сэм не знала, что она не человек». Другая сразу же вступала в конфликт: «Влюбленный боролся со своими желаниями так сильно, как только мог». В отличие от этого, истории ИИ обычно начинаются с общих фраз, таких как «Давным-давно, в шумном городе, расположенном между горами и морем...».
Участники-люди часто упоминали, что черпали вдохновение в научной фантастике. Тестирование показало, что обе модели GPT широко знакомились с историями на тему Пигмалиона в литературе и кино, что привело к узнаваемым образцам в их подходах к повествованию.
Самые большие различия проявились в технике повествования. В то время как профессиональные писатели-креативщики создают истории с уникальными голосами и неожиданными элементами, истории, созданные с помощью искусственного интеллекта, лишены этих качеств. Они скорее описывают, чем показывают, представляют плоских персонажей и упрощенно описывают ситуации.