Исследователи разработали процесс рафинирования никеля, который может значительно сократить его углеродный след/ Сегодня этот углеродный след можно сравнить с суммарными выбросами небольшой страны. Эксперимент описан в журнале Nature.
Новый метод очистки никеля поможет снизить выбросы на 80%

«Мы сделали это, чтобы доказать, что наука работает», — говорит соавтор работы Убаид Манзур, инженер-металлург из Института устойчивых материалов Макса Планка в Дюссельдорфе, Германия.
Никель — ключевой компонент нержавеющей стали, а его использование в литий-ионных батареях, по прогнозам, удвоит мировой спрос на никель к 2040 году. Однако его производство является одним из самых грязных среди всех металлов. «Первичное производство никеля очень углеродоемкое», — говорит Манзур. В среднем при рафинировании одной тонны никелевой руды образуется около 20 тонн углекислого газа (см. рисунок).

Углеродоемкость может еще больше возрасти, если никель будет добываться из латеритов — типа руды, который в настоящее время используется достаточно редко. Этот процесс может высвобождать более 40 тонн углекислого газа на тонну никеля, потому что в нем используется богатый углеродом кокс — материал, обычно получаемый из угля, — для удаления кислорода из породы путем химического восстановления.
Никель почти без СО2

Манзур и его коллеги предлагают альтернативный метод, при котором кислород извлекается с помощью водородной плазмы. В ходе эксперимента они поместили измельченный латерит в настольную электродуговую печь. Затем они впрыснули газообразный водород и ионизировали его интенсивным электрическим током. Ионы водорода лишили породу кислорода, в результате чего получилась высокочистая смесь никеля и железа, а также силикаты магния, которые, по словам авторов, можно использовать для производства кирпича.
Производство водорода само по себе является энергоемким процессом, но его можно осуществлять с помощью возобновляемых источников энергии. И наоборот, использование кокса или угля в доменных печах неизбежно приводит к выделению CO2. Исследователи подсчитали, что их плазменный процесс может сократить выбросы CO2 на 84% по сравнению с обычной переработкой латерита, а также использовать на 18% меньше энергии.
Использование газообразного водорода для восстановления железной руды уже рассматривается как перспективный низкоуглеродный путь для производства «зеленой стали», но Манзур говорит, что превращение водорода в плазму ускоряет реакцию, делая процесс более эффективным. В исследовании, опубликованном в прошлом году, ученые из той же лаборатории использовали водородную плазму для рафинирования железа из отходов алюминиевых заводов.